Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

Незалежные якуты

Независимость для Якутии, алмазы «АЛРОСЫ», что такое «тенгрианство», куда пропал Тактаров и другие секреты эпоса «Тайна Чингис Хаана»

Потомки Чингисхана размножаются, словно дети лейтенанта Шмидта. Не так давно практически одновременно в мировой прокат вышли монгольский «Чингисхан», монголо-японский «Чингисхан» и уложивший конкурентов на лопатки русско-казахский «Монгол» Сергея Бодрова. Монголы доказывали, что Темучин натурально их родоначальник, но казахи и русские тоже пытались вести от него свою родословную. И вот подоспел фильм Андрея Борисова «По велению Чингис Хаана», из которого как божий день ясно, что истинные наследники великого завоевателя, а заодно и его империи, натурально якуты. Отсюда и лишнее «а» в названии. «Чингис Хаан» — имя якутского божества, по велению которого происходит все в «срединном мире». Его новым воплощением и становится Темучин.

Сравнивать «Тайну Чингис Хаана» с блокбастером Бодрова, конечно, жестоко. Андрей Борисов — известный театральный режиссер, но в кино он дебютант, и это заметно. Его герои говорят много лишнего, на крупном плане наигрывают, словно на авансцене провинциального театра, а окончательно портит дело нудный закадровый голос. Тем не менее по деньгам большой разницы нет. На «Монгола» собрали $20 млн, таинственный «Чингис Хаан» стоил своим создателям $10 млн — учитывая, что якутский фильм снимался на родной земле с неизбалованными отечественными актерами, цифры вполне сопоставимые. Единственной звездой в фильме должен был быть Олег Тактаров, но его роль практически полностью выпала при монтаже. «Монгол» собрал прорву призов, номинировался на «Оскара», отлично прошел и в России, и за границей и уверенно отбил бюджет. Перспективы его якутского конкурента куда мрачнее. Отбить $10млн в прокате абсолютно нереально. Сюжет мы уже знаем из фильма Бодрова, изучать якутские изыски, наверное, будет занятно якутским интеллигентам, но представители других национальностей на сеансе заснут сладким сном.

То есть вот перед нами десять миллионов долларов, красиво ухающих в никуда. Прибавьте к этому еще и рекламную кампанию, выдержанную в роскошном новорусском стиле: каждому зрителю, согласившемуся прийти на фильм, прокатчики обещают в подарок якутский бриллиант. Ладно, это шутка. На самом деле бриллиант достанется каждому 1162-му зрителю (1162 — год рождения Чингисхана). Плюс по бриллианту каждому директору кинотеатра, который согласится показывать у себя фильм Борисова. Плюс ценные призы 13 лучшим кинотеатрам по результатам проката. Батальные сцены авторам «Чингис Хаана» удались не очень, зато пиарщики фильма взяли отечественные кинотеатры штурмом. В общем, понятно, что эта алмазная россыпь тоже чего-то стоит. И вот вопрос: ради чего серьезные люди (главным спонсором «Чингис Хаана» является АК «АЛРОСА») выбрасывают такие деньги непонятно на что?

А тут возникает очень любопытный сюжет. В фильме начинающий завоеватель каждые пять минут взывает к Тенгре — это такое верховное божество, которому якуты поклонялись в языческие времена. Писатель Николай Лугинов, автор романа «По велению Чингис Хаана», на котором основан фильм Борисова, полагает, что тенгрианство — древнейшая тюркская религия, впоследствии вытесненная исламом, буддизмом и другими, не столь совершенными конфессиями. Вместе с тем Лугинов считает, что тенгрианство и православие схожи концепцией единобожия и поэтому способны мирно уживаться вместе. Как мирно уживаются, например, сегодня тенгрианцы и евразийцы — совсем недавно Александр Дугин принял режиссера Борисова в Евразийский творческий союз.

Тенгрианство показано в фильме как главная и единственно верная религия. Для политкорректности, правда, добавлен католический монах — безумного вида голодранец, который бесцельно бродит по якутской природе, время от времени читая молитвы или призывая весело дерущихся тенгрианцев прекратить кровопролитие. После таких призывов монах, естественно, получает по сусалам, но проповеди не бросает. Честно говоря, за христианскую религию обидно. На самом деле католические монахи во все времена умели повоевать не хуже язычников-якутов. Как говорится в одной пьесе Жана Ануя, «наши аббаты ни свет ни заря задница в седло, шпага — в кулаке! Вперед, государь, с нами бог!». Но в «Чингис Хаане» католик выглядит бледным тепличным растением и даже свою миссию — донести до Запада мысль о том, что тенгрианство и христианство суть одно и то же — выполнить толком не может.

Как ни странно, это самое тенгрианство — не какая-то экзотическая ересь, которой увлекается горсточка божьих одуванчиков, собирающихся по воскресеньям в районной библиотеке. Это практически официальная идеология Республики Саха. Не так давно ее собирались включить в планы преподавания в средних и высших учебных заведениях, правда, общественность возмутилась и идею всеобщего отенгрианивания на время притормозили. Заметим, что постановщик фильма Андрей Борисов по совместительству является министром культуры и духовного развития Республики Саха. В свободное от съемок время он окормляет массы в своем прекрасном театре «Олонхо», чьи постановки постоянно присутствуют в программе самого представительного театрального фестиваля России «Золотая маска».

Идея заставить целый субъект РФ в двадцать первом веке совершать заклинания неба и земли только выглядит смешно. На самом деле она вполне практического свойства. Тенгрианство — отличная идейная база для гордого народа, взыскующего своей независимости. Оно отлично прижилось, например, в независимом Казахстане. Если граждане Якутии начнут бороться за свою независимость от России, тенгрианство станет их главной идеей. Ну а «Чингис Хаан» — первым фильмом суверенной республики, национальным эпосом с правильной идеологией.

Идея отделения Якутии кажется экзотичной, но в 2005 году, когда начались съемки «Чингис Хаана», об этом не говорил только ленивый. Дело в том, что именно тогда разгоралась большая тяжба вокруг той самой «АЛРОСЫ», которая и является главным инвестором фильма. История многомиллиардных золотых и алмазных запасов, которые перетягивали на себя федеральные и местные власти, — это, конечно, отдельный сюжет, куда более увлекательный, чем история Темучина. Если лет через двадцать кто-нибудь осмелится снять про это кино, выйдет триллер более зрелищный, чем «Копи царя Соломона».

Судебные иски, проверки Счетной палатой, уголовные дела, аудиты, проверки Генпрокуратурой — все это лишь внешние, видимые этапы большой борьбы за капиталы «АЛРОСЫ». Время от времени в денежные разборки включаются народные массы — с 2005 года против федерализации якутской компании активно протестует Народный фронт «Якутия-АЛРОСА». С ними солидаризируются оппозиционеры — сайт Гарри Каспарова с сочувствием перепечатывал воззвания активистов «Якутии-АЛРОСЫ». Время от времени весомым аргументом для якутских золотодобытчиков становится и тема сепаратизма. Не сказать, чтобы они всерьез ею увлекались, но подразнить центр идеей отделения Якутии не прочь. 2005 год, когда режиссер Борисов получил первый транш на съемки своего «Чингис Хаана», был как раз кульминацией большого передела якутских алмазов. Дележ, правда, не закончен до сих пор. В декабре Счетной палате не удалось проверить деятельность «АЛРОСЫ». В январе о ее проверке объявила уже Генпрокуратура. Интересный сюжет. Думаю, на такую историю народ валом повалил бы в кино. И алмазы бы не потребовались.

Не думаю, что якутские теории происхождения Чингисхана могут серьезно задеть гордость великороссов. Мне лично совершенно все равно, перед кем два раза делать «ку» — перед потомками Чингисхана из Якутии, перед его потомками из Казани или перед их братьями из Мытищ. Меня вовсе не задевает идея, что Российская империя возникла не в Киеве, а на территории Республики Саха, в чем уверен писатель Николай Лугинов. «Российская империя полностью переняла всю государственную идеологию, государственный строй, методы, политику государственного строительства Монгольской империи», — говорит Лугинов. Ладно, как скажете. Меня не волнует, отделится Якутия или нет, это должно волновать соответствующие органы.

Мне также безразлично, на пропаганду какой безумной идеи средствами кино тратят свои (или не совсем свои, или вообще государственные) миллионы долларов наши олигархи и чиновники, что, честно говоря, одно и то же. Пусть воспевают хоть тенгрианство, хоть мумиё, хоть великую цивилизацию древних укров — да хоть лечебные свойства подорожника.

Мне просто обидно за зрителей. Хорошее отечественное кино теснится на полутора экранах, западные авторские фильмы, осыпанные призами по всему миру, ютятся на утренних сеансах в киношках на окраине, а библия тенгрианства победно шествует по стране. Триста копий — рапортует об успехах «КАРО-Прокат».

Вольному воля — выбрасывать миллионы долларов ради имиджевого проекта. Но такие проекты, интересные только их создателям, казалось бы, прямым путем должны отправляться на ДВД. Что этот экзотический «Чингис Хаан» вообще делает в общероссийском прокате?

Прокатчиков, конечно, можно понять. Не счесть алмазов в каменных пещерах. Кстати, вот интересно: эти алмазы, которыми создатели собираются осыпать зрителей и директоров кинотеатров, они формально кому принадлежат — акционерам «АЛРОСЫ», России, Якутии? А может быть, простым налогоплательщикам?

Но эта тайна Чингис Хаана так и останется нераскрытой. Разве что Генпрокуратура поможет.

13/03/2009