Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"Александр"

Как сказку сделать былью?

Ответ на этот вопрос знает режиссер Оливер Стоун. В фильме "Александр" он превратил легендарного героя древности в нашего современника - интеллигентного, закомплексованного, политкорректного. Рядом с этой удивительной метаморфозой меркнут даже грандиозные батальные сцены.

Фильм Оливера Стоуна "Александр" -- наглядная иллюстрация к старому анекдоту: гид водит экскурсию по музею и рассказывает: "В нашей экспозиции представлен череп Александра Македонского-ребенка, далее вы можете видеть череп Александра Македонского-юноши, а вот и череп взрослого Александра Македонского…" Жизнь знаменитого героя воссоздана режиссером с утомительной дотошностью. За три часа мы видим и Александра Македонского-ребенка - мать учит его не бояться ядовитых змей и дает ему первые уроки молодого бойца, заклиная: "Никогда не сомневайся", и Александра Македонского в пубертатном возрасте - он крутит любовь с красавцем Гефестионом, и Александра Македонского в возрасте Христа - завоевав полмира, он погрязает в пьянстве и буйстве и гибнет при невыясненных обстоятельствах.

Декорации этой истории, как и положено в жанре "пеплума" (дорогого фильма на античные темы), выстроены с размахом. Тут и вавилонская башня, и многотысячные армии, и сладострастные наложницы, и храмы, и базары, и ликующие толпы завоеванных египтян, персиян, индийцев. Каждая сцена - воплощенная мечта симулянта Берлаги: вот и слоны, и махараджи, и баядерки, и даже абреки с кунаками. Крепкий профессионал Оливер Стоун умело освоил весь грандиозный бюджет, выделенный ему студией "Уорнер Бразерс". Единственное, чего не хватило ему на съемках, -- это воображение.

История Александра неотделима от легенд про Александра. Многие современники считали его богом. Столетиями после его смерти про него рассказывали истории, где волшебство причудливо переплеталось с реальностью. Великий завоеватель, покоривший полмира, не перестает поражать наше воображение. Его жизнь - кладезь сюжетов в жанре фэнтези и триллера. Меньше всего она годится для "байопика" -- биографической ленты, составленной по принципу анкеты: родился, женился, завоевал, не был, не участвовал, не состоял.

Но правдолюб Стоун вознамерился счистить хрестоматийный глянец с полусказочного героя. И взялся за это так активно, что Александр в исполнении Колина Фаррелла превратился в простого парня, нашего современника. Это хорошо образованный, вежливый гомосексуалист. Он страдает паранойей. Ему не мешало бы сходить к психоаналитику. Война для него печальная необходимость. Завоевания - лишь способ насадить среди своих подданных политкорректность. Александр неустанно растолковывает грекам и македонцам, что покоренные "варвары" такие же люди, как они, и борется за права женщин и детей. Под его густыми бровями прячутся испуганные глаза, над безвольным подбородком дрожат тонкие губы. Этот Александр много и охотно плачет, некрасиво ругается с приспешниками и чуть не гибнет в первую брачную ночь от ножа своей невесты. С таким героем-неврастеником хорошо снимать современную драму типа "Уолл-Стрита" -- образцового фильма "made by" Стоун. Но во главе войск он выглядит глуповато.

Протестантская этика и дух капитализма регулярно губят голливудские "пеплумы". Этика заставляет снимать все "как было", объяснять миф рационально, убирать из сюжета богов и демонов, всегда окружавших античных героев. Ну а дух капитализма вынуждает в каждом кадре осваивать бюджет, вместо того, чтобы выстраивать видеоряд. Сходная неудача постигла недавно и "Трою". Александр Македонский тоже не покорился Голливуду. Не помогли ни слоны, ни баядерки.

Виктория Никифорова