Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

«Ангелы и демоны»: премьера

Герои интеллектуального триллера демонстрируют крайнюю степень умственной отсталости на стогнах Вечного города

Команда «Кода да Винчи» — в составе режиссера Рона Ховарда, автора литературного первоисточника Дэна Брауна, сценариста Дэвида Коппа и актера Тома Хэнкса — испекла очередную кулебяку. С одного угла завернули щеки осетров… тьфу, историю папства, с другого — запутанное законодательство государства Ватикан, с третьего — историю полумифической секты иллюминатов, с четвертого — последние достижения квантовой физики. Скреплять кулебяку должен сюжет про приключения доктора Лэнгдона (Тома Хэнкса) в Риме, но он довольно плохо пропечен, так что действие то и дело разваливается.

Смотреть кино, которое так же перенасыщено разнообразной информацией, как еда у Собакевича — вредным холестерином, само по себе геройство. К середине просмотра данные о римских церквях, статуях Бернини, порядке избрания пап и поведении элементарных частиц буквально лезут из ушей.

Дело осложняется тем, что в пару к Тому Хэнксу пригласили Юэна Макгрегора, а он, конечно, скучать в кадре не захотел и притянул с собой отдельную сюжетную линию. История про Макгрегора начинает проясняться только во второй половине фильма, она сама по себе забавная (представьте, знатного джедая чуть папой не выбрали), но ужасно отвлекает внимание от приключений знатного иероглифиста Лэнгдона.

Неумолимо толстеющий иероглифист — зря все-таки Том Хэнкс согласился сниматься в бассейне — на этот раз спасает кардиналов, похищенных из Ватикана аккурат в разгар избрания нового папы. Неизвестный злодей украл сразу четырех старичков preferati — то есть тех, кто имел наибольший шанс на выборах. На своем пути негодяй заботливо расставил знаки и символы, ознакомившись с которыми доктор Лэнгдон немедленно заявляет, что они указывают на секту иллюминатов. Налицо неувязочка, потому что вообще-то эти иллюминаты, в которых Лэнгдон записывает всех интеллектуалов со времен Возрождения, были людьми хорошими, продвинутыми и несли в массы просвещение.

Четыре старичка будут по очереди отдавать богу душу, пока наш герой будет, потея, метаться по Риму — точь-в-точь турист на однодневной экскурсии. Сразу становится ясно, что для сюжета важна судьба лишь одного кардинала, поэтому, когда Лэнгдон в очередной раз опаздывает к месту следующей казни, как-то даже и не удивляешься. Тем более что в финале его ждет куда более важная задача. Разделавшись с кардиналами, таинственный злодей обещает к чертовой матери взорвать весь Рим. Для этого у него есть не банальная бомба, а щепотка антивещества, которое в самом начале фильма на наших глазах изготовила очаровательная физичка в исполнении Айэлет Цурер (эта израильская актриса добилась известности, снявшись в «Мюнхене» Спилберга, а теперь взобралась на самый топ голливудского Олимпа). Мне кажется, что в этой англосаксонской мании — устраивать окончательные кровавые разборки на территории какого-нибудь древнего европейского города — скрывается вечная подсознательная ненависть пуритан к католикам-идолопоклонникам. Вспомните, к примеру, с каким сладострастием взрывали и топили венецианский дворец в «Казино “Рояль”».

Рима в «Ангелах и демонах» много — не меньше, чем Парижа в «Коде да Винчи». Если вы там никогда не были, посмотреть стоит. Если вы там были, вас все будет раздражать. Фильм Ховарда словно автобусная экскурсия по вечному городу, записанная на пленку и поставленная на ускоренную перемотку. Посмотрите направо — это «Экстаз святой Терезы», посмотрите налево — это Сикстинская капелла, обернитесь назад — это замок Сент Анджело на горизонте, посмотрите вперед — это нас сейчас маньяк взрывать будет. Помашите Риму ручкой.

По сравнению с «Кодом да Винчи» «Ангелы и демоны» вышли слишком, извините за выражение, эзотеричными. Роман Иисуса Христа с Марией Магдалиной — это было любопытно хоть мусульманам, хоть дзэн-буддистам, потому что Христос — это бренд. Не хуже, чем Prada. В «Ангелах» такого бренда нет. Тонкости избрания папы римского, истинные намерения «иллюминати» — всё это, воля ваша, интересно только таким упертым католикам, как Мел Гибсон.

Можно было бы с этим смириться, если бы главные герои вызывали сочувствие. Но тут триллер вступает в неразрешимое противоречие со своим прилагательным «интеллектуальный». «Показав свою образованность и поговорив пару минут о непонятном», герои вынуждены вновь нестись куда-то с выпученными глазами. При этом они регулярно делают идиотские ошибки — лишь бы нарастал саспенс. Три раза опаздывающий к месту казни кардиналов Том Хэнкс — это уже смешно. Но ладно бы он один. Человек прославился в роли Форреста Гампа, что с него взять. Понятно, что в самый нужный момент он поднатужится, проломит что-нибудь плечом и победит всех за счет грубой физической силы. Но вот его напарница, видный собой физик. Она только что синтезировала антивещество, причем ей для этого не понадобился ни синхрофазотрон, ни адронный коллайдер. Так просто взяла и в какой-то комнатушке синтезировала — оп-паньки! Но вот антивещество украдено таинственным злодеем. Как только аккумулятор, присобаченный к контейнеру, разрядится, антивещество полезет наружу и разнесет весь Рим на кусочки. Видный физик бегает по городу, ищет этот несчастный контейнер. Хочется надеяться, что она его найдет — хотя бы за минуту до большого взрыва. Но вы думаете, эта героиня интеллектуального триллера догадалась запастись зарядным устройством, чтобы спасти севший аккумулятор? Фигушки.

13/05/2009