Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"Соучастник"

Не стреляйте в таксиста

Даже если он "Соучастник". В московском прокате фильм Майкла Манна с Томом Крузом.

Никогда не разговаривайте с неизвестными. Никогда не сажайте в свою машину низкорослых красавчиков-брюнетов с седыми, а-ля Эраст Фандорин висками. Иначе случится с вами то же, что с героем нового фильма Майкла Манна. Станете "Соучастником".

Майкл Манн - единственный в мире режиссер, которому удалось свести в одном кадре Аль Пачино и де Ниро. Это был фильм "Схватка". Аль Пачино играл полицейского, де Ниро - гангстера. Поговорив и выяснив, что похожи друг на друга как две капли крови, они разошлись, чтобы в финале встретиться в смертельной схватке.

В "Соучастнике" Манн попробовал повторить этот трюк - свел в одном такси благонравного таксиста и циничного киллера и заставил их в финале поменяться ролями. Только вот с актерами вышла неувязочка. Тому Крузу (киллер Винс), как он ни отращивает себе щетину, не удается дотянуться до де Ниро. Джейми Фокс (водила) и не пытается сравняться с Аль Пачино. Но режиссерский класс позволил Манну выкрутиться без потерь. В "Соучастнике" есть и вкусные детали, и психология, на зависть Достоевскому, и саспенс, и роскошный финал.

"Моя трагедия - зеленый огонек," -- решил лос-анджелесский бомбила и поспешил распахнуть дверцу перед клиентом. Клиент сел, похвалил такси: "Как у вас здесь чистенько", попросил повозить его по городу. Потом достал из-за пояса пистолет и принялся истреблять все, что движется. Оказалось, у него профессия такая - зачищать пространство от нехороших людей. А таксисту - интеллигентное черное лицо, добрые глаза, старушка-мать в больнице, мечта о собственной конторе по прокату лимузинов - пришлось стать его соучастником. Любишь кататься, люби и киллеров возить. Выглядит эта парочка, мягко говоря, неожиданно. Такое впечатление, что Раскольников взял с собой на мокрое дело Сонечку Мармеладову. Киллер хладнокровно отстреливает своих клиентов, таксист стонет, плачет и произносит душеспасительные монологи. В один прекрасный момент из окна вылетает изрешеченное пулями тело и падает точнехонько на крышу такси. "Ты его убил!" -- всхлипывает водила, в ужасе отворачиваясь от трупа. - "Его убили пули," -- уточняет киллер.

Но к финалу - это фирменный трюк Манна - водила и пассажир меняются ролями. Киллер собирается зачистить интеллигентную негритянку, на которую запал таксист, и благонравный обыватель моментально сатанеет. Финальная схватка сработана Манном безукоризненно. Смерть киллера - одна из самых эффектных смертей в гангстерском кино. Эксклюзивный подарок от режиссера - атмосфера необъяснимой тайны, окутывающая смазливого убийцу с седыми височками. Только когда он застывает, склонив голову, покрытую черной кровью, мы понимаем, что так и не узнали, откуда он пришел в славный город ангелов, и зачем убивал, и зачем умер. Поглядев безумными глазами на своего безнадежно мертвого пассажира, таксист уходит. Завтра, отмыв от крови и мозгов многострадальную тачку, он на самом видном месте повесит объявление: "Не курить. Не сорить. Прохожих не мочить. В водителя не стрелять. Везет, как умеет".

Виктория Никифорова