Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"Братья Гримм"

Как сказку сделать былью

Превратить Монику Белуччи в 500-летнюю старуху, населить лес волками-оборотнями, -- и зритель задрожит, словно красная Шапочка перед волком. Самые страшные легенды Европы -- в фильме "Братья Гримм".

"Устраняем зло с 1812 года" -- слоган фильма Терри Гиллиама звучит не менее агрессивно, чем рекламные лозунги бытовой химии. Однако это не боевик в стиле "Ван Хельсинга". Терри Гиллиам, автор "Короля-рыбака" и "Приключений барона Мюнхгаузена", снял очередную романтическую сказку в своем привычном стиле - нарочито театральные декорации, тяжеловесный барочный юмор в духе "Симплициссимуса", монстры-персонажи и неторопливо, словно старинный паровоз, движущаяся история.

Братья Гримм - авантюрист Вильгельм (Мэтт Деймон) и тихий "ботаник" Якоб (Хит Леджер) - промышляют по городам и селам Германии, изгоняя ведьм, злых духов и мелких бесов. Всю нечисть изображают нанятые Гриммами актеры. А ритуалы экзорцизма выглядят как затейливые спектакли: вспыхивает магний, размахивает картонным мечом Вильгельм, читает латинские заклинания Якоб, корчится в судорогах актер в роли страшной "ведьмы с мельницы". Клиенты - местная деревенщина - остаются чрезвычайно довольны и расплачиваются с прохиндеями-братьями полновесными золотыми монетами.

Но этому милому жульничеству приходит конец, когда германские княжества завоевывает наполеоновское войско. Французский генерал Делатомбе (его играет Джонатан Прайс, вы, конечно, помните его маленького человека Сэма Лоури в самом знаменитом фильме Гиллиама "Бразилия") приказывает братьям разобраться с нечистой силой в маленькой деревеньке Марбаден. Если они не найдут всех девочек, пропавших в лесу Марбадена, их запытает до смерти генеральский палач - в чистый бриллиант превращает роль этого садиста Питер Стормаре.

В Марбадене братьям приходится сцепиться с настоящей нечистой силой. Их атакуют их собственные сказки. Ожившие деревья тянут к ним костлявые руки-сучья, волк-оборотень поднимается на задние лапы, гипнотизируя их взглядом своих совершенно человеческих глаз. 500-летняя ведьма превращается в ослепительную Монику Белуччи и, словно гоголевская панночка, норовит затащить Вильгельма в свою истлевшую постель.

Как всегда, фантазия Гиллиама не знает границ. Корчащиеся корни деревьев, струящиеся, словно лесной ручей, волосы давно умершей королевы, огромная лошадь, глотающая маленькую девочку, бездонный колодец, из которого выскакивает оживший комок грязи и крадет лицо у другой девочки, волшебное зеркало (когда оно разбивается, королева-Моника Белуччи тоже разбивается на куски), -- подождите, я не перечислила и десятой доли тех чудес, которые придумал режиссер. Выглядит это завораживающе, но в какой-то момент с "Братьями Гримм" происходит то же, что и с другими фильмами Гиллиама. Сюжет тонет в восхитительных подробностях, словно Офелия в ручье. Но в утешение нам остается видеоряд - прекрасная и безумная киноживопись Гиллиама.

Виктория Никифорова





Маг экрана. Если барная стойка на ваших глазах превращается в осьминога, красавица - в ведьму, а обычный ковер - в тропическое болото, это не значит, что вы перебрали кокаина. Это просто вы смотрите фильм Терри Гиллиама, самого отважного визионера в современном кинематографе. Автор мрачных и неотразимых утопий "Бразилия" и "12 обезьян", человек, перещеголявший в выдумках своего героя, барона Мюнхаузена, один из создателей самого смешного и необычного телешоу ХХ века "Монти Пайтон", Терри Гиллиам свой каждый фильм превращает в "езду в незнаемое". "Мир говорит тебе: все в порядке, не пытайся идти дальше, там монстры. Но я хочу заглянуть дальше. Я хочу посмотреть на монстров," -- формулирует свою творческую стратегию Гиллиам.

Разумеется он терпеть не может Голливуд, ненавидит, когда боссы Universal вмешиваются в его работу и никогда не обещает им прибылей. Тем не менее, многие из его безумных кинофантазий становятся коммерческими хитами. Ведь зрители тоже хотят "посмотреть на монстров".