Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

«Счастье»

Обратная сторона Голливуда

Фильм Тодда Солонца называется «Счастье». Не забудьте про кавычки – в них самая суть. Все Санденс-кино – а Солонц давнишний любимец фестиваля независимого кино «Санденс» – это Голливуд в кавычках. Четкий по структуре, с великолепно придуманными диалогами, с натуралистичной до неприличия актерской игрой, Санденс-продукт не пользовался бы в мире такой популярностью, если бы не его вечный антагонист – раздольный голливудский мейнстрим.

Нормальный человек к середине «Счастья» начинает скучать. К концу этой саги о Форсайтах он вообще сворачивает челюсть, зевотно прикидывая, сколько часов в день проводит режиссер на кушетке у психоаналитика. Ну не может быть столько комплексов в душе одного творца, пусть сколь угодно талантливого. Ну надоедает эта ядовитая ненависть, разлитая в прострастве каждого кадра. Надоедает прежде всего своей необоснованностью – откуда взялась эта томительная злость?

Три сестрички-истерички возятся с собственными комплексами, изводя друг друга издевками, ловко упакованными в сочувственные улыбки и заботливые интонации. Мужчины, их окружающие, подразделяются на: а\ альфонсов, б\ импотентов, в\ педофилов. Все представленные персонажи пытаются кое-как совокупиться, получается это у них плохо и вместо избавления от неврозов приносит новые стрессы. Накопив побольше проблем, герои ползут к психоаналитику и заталкивают сор своих переживаний в его продажные уши. Психоаналитик вежливо слушает, изображает внимание и участие, а сам мечтает завалить на травку хорошенького пятиклассника.

Эмблема фильма – крупный план одной из сестричек с хорошим именем Джой (радость). Изможденная физиономия залита слезами, плечи трясутся, а визгливый голосок выговаривает: «Я в порядке. Честное слово. У меня все хорошоВсе это было бы хорошо, если бы не было так беспросветно.

Чтобы получить от «Счастья» максимум удовольствия, нужно идти на фильм, предварительно пропитавшись нормальной голливудской продукцией. Посмотреть «Целителя Адамса» или там «Армагеддон». Не забыть про «Титаник». Получить сполна все добрые чувства – любовь, дружбу, патриотизм, которые усердно насаждает «большое» американское кино в своих зрителях. Похныкать в финале. Когда организм переполнится вышеуказанными эмоциями до предела, самое время идти на хороший Санденс-фильм. На «Добро пожаловать в кукольный дом» того же Солонца, например, или на «В мужской компании» Нила Лабуте. Все эти фильмы, точно так же, как и «Счастье», построены по принципу обратного общего места – разговорные драмы, настоянные на всеобщем отчаянии. Откровенные малобюджетки, педантично пародирующие и суть и форму нормального блок-бастера. Очень театральные, вызывающе старомодные постановки, пренебрегающие всеми ухищрениями современного компьютеризированного кино.

Фестиваль «Санденс» – это чемпионат обиженных. Здесь предъявляют душевные раны и психологические травмы. Побеждает самый увечный, тот, кто сумеет предъявить обществу наибольший счет за моральный ущерб. Все уважающие себя кинофестивали стараются залучить к себе победителя «Санденса», чтобы он своим патентованным сарказмом оттенял спокойный мейнстрим. Это случилось и со «Счастьем», признанным главным инвалидом «Санденса» в 1998 году: он с успехом был показан на мировых киносмотрах. Хорошо, что московский фестиваль пригласил Солонца. Наш прокат достаточно насыщен большим Голливудом, чтобы мы смогли по достоинству оценить его злобного младшего брата – Санденс-кино.

Виктория Никифорова