Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

«Возвращение мушкетеров»: премьера

Иногда они возвращаются. Сиквел музыкальной комедии Юнгвальда-Хилькевича стал форменным ужастиком

Мушкетеры возвращаются, и от них нет спасения. Они тяжело залезают на потертые седла, неуверенно в них пока-покачиваются и слабо пома-помахивают шпагами. Пули их не берут, клинки не трогают, пушечные ядра лишь слегка мнут их цельнометаллические жилетки. В начале, правда, их убивают, но, ясное дело, через минуту они оказываются на том свете, где говорят специальными загробными голосами и наблюдают за всем, что творится в подведомственной Франции. Не приходится сомневаться, что скоро они вернутся на землю. Франция, оцепенев, ждет своих живых мертвецов.

На земле тем временем верхи воруют, а низы этого не хотят. Любовник королевы кардинал Мазарини крадет государственную казну и тащит ее — куда? Разумеется, в Англию — пикейным жилетам, умудряющимся найти «диссидентство» даже в «Обитаемом острове», мини-сюжет про беглого олигарха должен понравиться. Казна невелика (Франция накануне очередного дефолта) и помещается в небольшой сундучок. Еще в сундучке завалялся некий перстень Мазарини, который гарантирует бессмертие своему обладателю, но насчет перстня сценаристы, очевидно, долго спорили, в начале его заявили, потом режиссер про него забыл, и только в конце опять припомнил и подмонтировал. В преклонном возрасте с оперативной памятью проблемы, дело известное. Насчет перстня известна одна интересная вещь — до сих пор им никто не смог воспользоваться, потому что, как только он надевается на палец, так тут же расплавляется от тепла человеческого тела. Здесь явно есть какой-то неприятный фрейдистский подтекст, но раскапывать его страшновато.

«Возвращение мушкетеров» вообще не столько веселит, сколько наводит ужас. И правда, что может быть страшнее вечно живых секс-символов? У Стивена Кинга есть такой рассказ про городок, в котором обитают Бадди Холли и Дженис Джоплин, Джим Моррисон и Элвис Пресли. Случайно заехавшие в городок люди вынуждены оставаться там навечно и вечно сидеть на рок-концертах бессмертных певцов — один такой концерт может идти много лет, «если ребята разойдутся как следует». Лучше метафоры для ада не сыщешь.

Но Юнгвальд-Хилькевич переплюнул Стивена Кинга. В рассказе рок-идолы вместе с бессмертием получили вечную молодость. А вот в «Возвращении мушкетеров» естественных процессов старения никто не отменял. Экс-секс-символы щедро демонстрируют свои трудовые морщины и наработанные за долгую жизнь в искусстве штампы. И при этом — вот в чем настоящий ужас-то! — они выглядят куда симпатичнее и живее, чем их юные коллеги. Они активны, бодры, веселы, и нет никакого сомнения, что, найдись только деньги, они каждый год будут сниматься в новом выпуске «Мушкетеров», а мы будем оцепенело сидеть перед экраном, глядя на этот кошмар и надеясь, что ребята не разойдутся как следует.

Кроме живых мертвецов, в фильме Юнгвальда-Хилькевича есть еще и несколько зомби. Это молодые герои, дети мушкетеров. Им поручено вызволить сундучок с сокровищами Франции, за которыми охотятся новая миледи по фамилии де Круаль (ее изображает Алена Яковлева, а Маргарите Тереховой стоило бы дать какой-нибудь специальный приз за то, что она решила не связываться с мушкетерской франшизой) и полчища непонятных монахов типа ниндзя. Но зомби, как известно, существа недалекие и заторможенные. Молодежь говорит медленно и неотчетливо, смотрит пустым взором, двигается плохо. Лошади, почуяв зомби, пугаются и шарахаются. Во время коллективного исполнения песни «Мы команда» (Максим Дунаевский даже не пытался повторить успех «Пора-пора-порадуемся») конь под Ириной Пеговой — дочкой Портоса — беспомощно мечется из стороны в сторону. Отдадим должное инстинктам непарнокопытного.

Разумеется, этим детям не справиться с врагами. И, некоторое время понаблюдав за ними с того света, дорогие мертвецы возвращаются на землю. Мушкетеры лихо разбрасывают монахов, дезавуируют происки де Круаль, спасают своих отпрысков и привозят сундучок с сокровищами обратно во Францию. Действие при этом движется такими дикими скачками, а поединки происходят в таких неотличимых друг от друга сараюшках, что авторы вынуждены регулярно давать титры типа «Англия», «Опять Англия».

Но главный ужас «Возвращения мушкетеров» не в шизофреническом сценарии и не в предельно халтурном производстве. Он в том, что папино кино действительно бессмертно. «Д'Артаньян и три мушкетера» 1979 года выпуска и впрямь были и остаются лучшим развлекательным фильмом нашего времени. Несмотря на халтуру и дешевизну, этот разгромленный критиками и оплеванный интеллигентными зрителями тех лет фильм и сегодня даст фору любым навороченным «Дозорам». Актеры того поколения и в семьдесят лет легко переигрывают своих молодых коллег. Услышав однажды песни из того фильма, человек обречен мурлыкать их в душе до конца своих дней. И никакой достойной замены этим «Мушкетерам» за 30 лет снять не удалось -- в том числе и самому Юнгвальду-Хилькевичу, снимавшему сиквелы "20 лет спустя"  и "30 лет спустя".

За эти 30 лет народные артисты протолкнули своих любимых детей на ведущие позиции в современном кинематографе. И что, удалось детям мушкетеров снять что-нибудь хоть приближающееся к фильмам того времени? Вопрос риторический. Видно, и впрямь придется нам вечность напролет смотреть папино кино. Добро пожаловать в ад.

09/02/2009