Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

«Олигарх»

Березовский предпочитает блондинок

Режиссер фильма, любимец Канна, Павел Лунгин не устает повторять, что герой «Олигарха» Платон Маковский -- это обобщенный образ бизнесмена эпохи первоначального накопления капитала в России 90-х. Он зарабатывает как Абрамович, тратит как Потанин, интригует как д’Артаньян, любит как Ромео. Это крестный отец, но без его недостатков, гражданин Кейн – но без его тоски.

В основе «Олигарха» -- роман Юлия Дубова «Большая пайка», где под прозрачными псевдонимами выведены Борис Березовский, Бадри Патаркацишвили и прочие сотрудники славной фирмы «Логоваз». Однако создатели «Олигарха» щепетильно отказались от финансирования, предложенного героем романа. «Березовский предлагал 70 миллионов долларов на съемки фильма, но мы отказались, -- говорит продюсер Сергей Сельянов. – Я и государственный заказ не люблю. А уж снимать кино о Березовском на деньги Березовского… Это даже не коммерческий заказ. Это я не знаю что.» В результате бюджет фильма составил около 5 миллионов долларов.

Однако тень Березовского продолжала маячить за кадром. Его охранники сыграли охранников Маковского – Лунгин любит приглашать в массовку реальных людей. Интерьеры «Инфокара» снимались в знаменитом офисе «Логоваза». Юлий Дубов принимал активное участие в работе над сценарием. «Олигарх» -- фильм про Березовского, тем и интересен. Впервые отечественный режиссер берется позиционировать реального бизнесмена средствами важнейшего из искусств.

От тюрьмы да от сумы

Первым делом, Лунгин, при помощи автора сценария Александра Бородянского, старательно отмазывает Маковского-Березовского от разных неприятных статей уголовного кодекса. В одной из самых забавных сцен фильма Платон объясняет подельникам только что придуманную им схему «мельницы». Маковский проявляет при этом остап-бендеровское остроумие, а сценаристы – остап-бендеровское почтение к уголовному кодексу. Читатель «Большой пайки» прекрасно понимает, что «мельница» мелет государственные деньги, которые культурно кладут себе в карман доктора наук. Зрителю «Олигарха» это даже в голову не придет. «А зачем нужно разбираться во всех этих экономических тонкостях? -- философствует Лунгин. – В «Крестном отце» подробности бизнеса тоже не прописаны. Ну там, «плохие» торгуют наркотиками, «хорошие» не торгуют. Кому это интересно? Важна психология

Психологии в «Олигархе» много. Лунгин демонстрирует редкое умение снимать динамично, не жертвуя при этом крупными планами и неторопливыми разговорами, в которых традиционно сильны российские актеры. По ходу фильма Маковский обильно демонстрирует могучий интеллект, железную хватку, волю к жизни, бойцовские качества,  гуманизм,  и прочие общечеловеческие ценности. В качестве научного сотрудника он бойко стучит мелом по доске, в качестве миллионера кутит с цыганами, в качестве любовника неутомимо затаскивает в койку все новых блондинок.

Добрый юмор также помогает авторам утеплять образ героя. Несмотря на пафосный зачин – камера торжественно наезжает на верхушку новорусского небоскреба с огромной надписью «Инфокар» -- «Олигарх» очень смешной фильм. Бородянский нашпиговал его анекдотами из жизни мэнээсов, ментов и новых русских. Лунгин со своей любовью к тонким и точным приметам истории тщательно воссоздал изменчивый до неуследимости колорит 80-90-х. Все эти шутки и долгие российские разговоры за жизнь нанизаны на стержень авантюрной интриги: в начале Маковский погибает, потом мы вместе со следователем расследуем, как он дошел до смерти такой, а в финале олигарх воскресает, живехонький и неукротимый. 

Когда же герою становится не до шуток, Лунгин начинает активно стимулировать наши слезные железы. Режиссер понимает, что в российском искусстве капиталист – будь он хоть Чичиков, хоть Корейко, хоть старушка-процентщица -- редко вызывает чувства добрые. Поэтому он загоняет героя в патовые ситуации, заставляет его схватиться с сильными мира сего и напоминает нам, что в России любому олигарху не стоит зарекаться ни от сумы, ни от тюрьмы.

Человеческий фактор

С профессиональной точки зрения, «Олигарх» сработан почти безупречно. Единственная его проблема – это Владимир Машков в роли Бориса Берез… тьфу, Платона Маковского. Сказать, что Машков уступает Березовскому значит ничего не сказать. Он вял, бледен, зануден. Он играет утомительно правильно и совершенно бесцветно. В нем нет ни грана того неповторимого житейского актерства, которым блещет каждое публичное появление Березовского. К тому же, Лунгин пригласил на второстепенные роли таких харизматичных актеров, которые шутя затмевают главного героя. Свита не играет олигарха, она его переигрывает. Мы готовы рыдать вместе с Натальей Колякановой, когда она клянет Платона. А когда Александр Балуев в роли негодяя-кагэбэшника железным голосом говорит «высшая мера за хищения в особо крупных размерах, между прочим, еще не отменена», ему невольно зааплодирует любой мафиозо в кинозале.

Но режиссерское хитроумие не изменяет Лунгину. Патетический финал поставлен им так, что даже на невыразительное лицо Машкова ложится отсвет страстей героя. Ближе к концу олигарх оказывается на кладбище. Вокруг – могилы его друзей. Под ногами – свежий холмик с временным надгробием «Платон Маковский: 1946-1996». Олигарх пьет водку и поминает минувшие дни. В сгустившейся ночи горят свечи из магазина «Калинка-Стокманн», которые живой покойник не забыл привезти на кладбище. Тут к пьющему человеку подъезжает патруль. «Все в порядке, ребята, это моя могила,» -- пытается успокоить их олигарх. «Похо-ож,» -- хищно ухмыляется мент, и начинает почем зря лупить Маковского дубинкой. «За что ты его?» -- удивляется напарник. «А за то, что похож,» -- выдыхает изверг.

И вот в предрассветной мгле, по бескрайним российским просторам тащится долларовый миллиардер Платон Маковский – неузнанный, избитый, растерзанный, в рваном пальто от Армани – и обреченно хлюпает кровавой юшкой под носом. Чувства добрые невольно пробуждаются в сердце зрителя. В эту минуту любой пенсионер готов простить олигарху его миллиарды.

Продюсеры с удовольствием распускают слух, что на российскую премьеру «Олигарха» Березовский явится собственной персоной из Лондона. Так и представляешь себе эффектное шоу. Собираются на премьеру в «Пушкинском» олигархи с дамами. Фраки, декольте, бриллианты. Ложи блещут. Вдруг в зал врывается оборванный страшный бомж, а за ним гонятся сотрудники Генпрокуратуры с дубинками. «Господа, я Березовский!» -- восклицает бомж, разрывая лохмотья на груди. Зал встает и овацией приветствует первого российского олигарха. Во избежание проблем с УК, в роли Березовского может выступить Машков.

Виктория Никифорова