Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"Долгая помолвка"

Как вернуть любимого, если он уже мертв?

"Долгая помолвка" Жан-Пьера Жене по роману Себастьяна Жапризо - самый необычный детектив в мире. В роли сыщика - влюбленная девушка. В роли преступника - боевой генерал. А в финале выясняется, что убийство так и не состоялось.

"Жди меня и я вернусь". Матильда (Одри Тоту), главная героиня "Долгой помолвки", так и делает. Давно уже отпели и похоронили ее жениха, погибшего на войне. Солдаты, видевшие, как он умирал, рассказали об этом Матильде. Ее свозили на военное кладбище, а там - могила, и на надгробном камне написаны его имя, фамилия, год рождения и год смерти. Но Матильда не желает верить, что ее Манек погиб. Еще чего! Она перевернет всю Францию, чтобы найти любимого. Она ведь оптимистка. "Если путеводная нить не приведет ее к Манеку, она всегда сумеет на ней повеситься."

Режиссер Жан-Пьер Жене, режиссер-самоучка с безумными идеями, вошел в историю кино своими причудливыми, страшными и невероятно красивыми сказками "Деликатесы" и "Город потерянных детей". Для сюрреалистических сюжетов он вместе со своей постоянной командой (дизайн - Марк Каро, спецэффекты - Питоф, костюмы - Эан-Поль Готье, музыка - Анджело Бадаламенти) сумел придумать фантастический антураж, в котором вполне естественно смотрелись каннибалы, циклопы, цирковые силачи и прочие монстры. Успех первых фильмов обеспечил ему приглашение в Голливуд, где Жене снял самую трогательную и красивую серию "Чужих".

Став одним из самых кассовых режиссеров Европы, Жене пересмотрел свои приоритеты. Такое впечатление, что раньше его фильмы, в которых похищали детей и поедали взрослых, снимал мистер Хайд. А теперь Жене загнал его в подполье, выпустил на съемочную площадку доброго доктора Джекила, и тот снял самый гуманный фильм всех времен - "Амели". Он стал самым прибыльным из всех французских фильмов, заставив Люка Бессона заболеть от зависти. Поэтому студия "Уорнер Бразерс", не раздумывая, вложилась в следующий проект Жене - "Долгую помолвку" с бюджетом 55 миллионов долларов и с той же Одри Тоту в главной роли, что сыграла Амели.

"Уорнер Бразерс" не прогадал. Но и зрителю "Долгой помолвки" можно только позавидовать. Это не просто сентиментальная история вечной любви. Наконец-то Жене позволил своему мистеру Хайду выглянуть на экран и показать зубы. В "Долгой помолвке" льется кровь, категорически непохожая на клюквенный сок, и отлетают головы, оторванные взрывом. Здесь трупы выглядят как настоящие. Первая мировая война в версии Жене оказалась еще страшнее, чем застенки каннибалов в "Деликатесах". И еще красивее. Вручную вылепленные траншеи смотрятся как произведение современного искусства. Изорванные и измазанные кровью солдатские шинели - как холсты абстракционистов. А ровный серый свет кладет на все лица печать смерти и делает живых неотличимыми от мертвых.

Это сочетание жестокости и нежности позволило Жене совершить невозможное. Он сумел смоделировать эмоции, которых кинозрители не испытывали уже лет пятьдесят. Если "Амели" нашей публике казалась римейком "Тимура и его команды", то "Долгая помолвка" -- это новые "В шесть часов вечера после войны". Без всякой иронии Жене и Тоту утверждают, что наивная, беззаветная любовь способна вытащить человека с того света. Рядом с этим открытием меркнут любые спецэффекты. И даже ослепительным панорамам не затмить того света, который льется из черных, круглых, горячих глаз Одри Тоту.

Виктория Никифорова