Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

«Бассейн»

Мокрое дело

Не путать с детективом, который в конце 60-х разыграла садо-мазохистская парочка Ален Делон-Роми Шнайдер. Не путать с американским «Смертельным бассейном», который регулярно крутят по телевизору. Не мешать, не взбалтывать. Если немецкий «Бассейн» на что-то и похож, так это на «Крик», взбитый в шейкере с пивным рекламным роликом.

В Германии уже несколько лет вспахивают ниву молодежного ужастика, но кассовые сборы никак не заколосятся. Недавно сняли доморощенный вариант «Крика» -- «После уроков», но сами ужаснулись тому, что получилось, и даже не пытались продать фильм за границей. «Бассейн» -- последний «Крик» немецкого кинопроизводства – оказался более успешным. Отсняв его на английском языке, компания «Senator Film», на счету которой занудно-интеллигентный «Эксперимент» и еще пара дюжин малобюджеток, сумела продать «Бассейн» в Чехию и Россию, а в США выпустила его на видео.

Неброское очарование «Бассейна» в том, что все его ходы мы знаем наперед. Авторы сценария не стали мучаться, придумывая что-то новенькое. Фильм начинается с появления до боли знакомой фигуры в черном, которая средневековым, зигфридовским каким-то мечом протыкает парочку любовников. Продолжается он в закрытом бассейне, где юные выпускники Пражской Международной школы празднуют окончание учебы. Стоит им забраться внутрь, как начинается отсчет утопленников. Меч настигает резвых купальщиков в самых неожиданных местах. Подозрения сгущаются, клубясь, вокруг симпатичного брюнета, слегка похожего на Марата Сафина. Он имеет привычку исчезать куда-то в тот самый момент, когда очередной его однокурсник истекает кровью у ног замаскированного убийцы.

Не слишком озаботившись интригой, сценарист Лоренц Штассен проник зато в самые потаенные уголки человеческих душ. Особенно удались ему женские образы. Брюнетка Кармен умеет не дышать под водой. А блондинка Сара, наоборот, страдает водобоязнью. Мужские образы запоминаются хуже, зато характер маньяка истинно шекспировский. Его финальный монолог, произнесенный с неподдельным чувством, дословно повторяет арию мистера Икс: «Живу без ласки, боль свою затая. Всегда быть в маске – судьба моя!»

Но кроме знакомого сюжета, у малобюджетного «Бассейна» есть захватывающий подтекст, который до самого финала держит нас в клещах саспенса. Дело в том, что начинается «Бассейн» с обильных крупных планов пива «Хайнекен». Его пьют, его льют, его тычут прямо в объектив, чтобы, не дай бог, мы не спутали его с каким-нибудь «Холстеном». Ударник пи-ара, автор десятков рекламных роликов, Зиховски смело набрасывает эпизоды, воспевающие необычайные свойства слабоалкогольного напитка.

Но примерно в середине фильма, когда возбудившийся маньяк уже отправил на тот свет половину персонажей, спонсор «Бассейна» таинственным, непостижимым образом исчезает со съемочной площадки. «Хайнекена» больше нет. Прячась от убийцы в канализации, герои судорожно прихлебывают какие-то неопознанные напитки, старательно отворачивая их от камеры. Один раз мелькает пепси – очевидно в это время продюсеры вели срочные переговоры с «Пепси-колой» – но больше так и не появляется. Вопрос – кто же за это все заплатит? – мучает зрителя все больше и больше.

И тут следует блистательное cameo виски «Джим Бим»: именно этой бутылкой получает по голове «Марат Сафин» после сакраментальной реплики «вы и убили-с». Мы уже готовы вздохнуть с облегчением – все-таки спонсор найден. Но продюсеры припасли для нас еще один поворот интриги. В финале на сцену врывается водка «Смирноф» и блистательным тур-де-форсом закольцовывает сюжет. В спину маньяка втыкается «розочка» из разбитой бутылки, и справедливость торжествует по всем законам рекламного ролика.

Виктория Никифорова