п»ї
Главная
РђСЂС…РёРІ
    РЎРїРµРєС‚акли
    РёСЃС‚РѕСЂРёРё
    С„ильмы
    Р»СЋРґРё

Дино де Лаурентис

Дино Великолепный

83-хлетний Дино де Лаурентис – самый известный продюсер наших дней. Достижения его неоспоримы, промахи его бесчисленны. Он зарабатывал миллионы на малобюджетных шедеврах и тут же тратил их на пафосные ленты, проваливавшиеся в прокате бессмысленно и беспощадно. На его деньги были сделаны два самых гениальных фильма Федерико Феллини – «Дорога» и «Ночи Кабирии», дюжина классических лент нео-реализма, а также бессчетное множество дорогих и дрянных картин, забытых через день после выхода их на экран. Де Лаурентис дважды терпел оглушительное банкротство, но каждый раз выбирался из него целехоньким – сохранив в неприкосновенности свои виллы, яхты, лимузины и прочие атрибуты сладкой жизни.

И друзья и враги де Лаурентиса сходятся в том, что он в совершенстве овладел двумя ноу-хау, жизненно необходимыми для продюсера. Дино Великолепный умеет виртуозно разводить на деньги людей вне зависимости от их партийной и национальной принадлежности. При этом легендарный продюсер, знакомый по жизни с десятками жуликов разного калибра, знает, как не впутываться в уголовные дела и хранить в непорочной чистоте свою репутацию.

Дино и артисты

В финансовых схватках Де Лаурентис не проигрывал никому – только артистам. Вопреки популярному мифу о беззащитных гениях и алчных продюсерах, актеры и режиссеры, работавшие с Дино, умели и развести его на деньги, и кинуть, когда понадобится. Общаясь с творческими личностями, он проявлял удивительное благодушие. Когда Федерико Феллини перерасходовал смету на «Дорогу» и выбился из съемочного плана, де Лаурентис, вопреки контракту, не стал взыскивать с него убытки. Он просто попросил Феллини, во искупление грехов, срежиссировать несколько эпизодов в пафосном историческом боевике «Гунн Аттила», снимавшемся на студии де Лаурентиса «Диночитта».

«Дорога» принесла де Лаурентису миллионы, а также Оскара за лучший иностранный фильм. Продюсер заключил с Феллини договор на съемку пяти фильмов, причем режиссер должен был получать 25 процентов прибыли – о таких условиях сегодня не мог бы мечтать даже Спилберг. «Ночи Кабирии», сделанные на деньги де Лаурентиса, принесли им еще одного Оскара и десятки миллионов кассовых сборов. Однако Феллини почувствовал себя звездой, ушел от Лаурентиса и проект своего следующего фильма -- «Сладкой жизни» -- выставил на своеобразный аукцион, поджидая, кто из продюсеров даст больше денег на съемки.

Де Лаурентис стерпел обиду и, когда Феллини потребовались деньги на съемки следующей ленты «Путешествия Д.Масторны», безропотно выплатил ему 250 тысяч долларов в качестве зарплаты, построил декорации, набрал съемочную группу. Но у Феллини наступил творческий кризис. Через год после заключения контракта он сообщил де Лаурентису, что фильм снимать не будет. Взбешенный продюсер подал на него в суд, утверждая, что классик причинил ему убытков на 1 миллион долларов. На виллу Феллини явились судебные приставы, чтобы арестовать имущество режиссера. Но Феллини уже был гол как сокол: он заблаговременно перевел на имя своей жены Джульетты Мазины и виллу, и квартиру, и все свои «порше» и «феррари».

Де Лаурентису пришлось идти на мировую. Он уговорил Феллини снять «хоть бы что», лишь бы главную роль сыграл Уго Тоньяцци, любимый актер продюсера, которого терпеть не мог режиссер. Феллини не спорил. Он просто лег в больницу, сообщил друзьям, что умирает, и написал завещание. Врачи не могли понять, что за болезнь напала на великого режиссера, а Феллини стонал и страдал. Де Лаурентис в ужасе сообщил прессе, что отказывается от всех претензий к режиссеру. На следующий день Феллини вышел из больницы и сообщил название своей болезни – «тоньяццитит». «Путешествия Д.Масторны» так и не были сняты.

Несмотря на эти «семейные» разборки, де Лаурентис продолжал дружить с Феллини. И когда его шедевр «Казанова» провалился в прокате, продюсер на полном серьезе посоветовал Феллини приехать в Голливуд и снять сиквел «Кинг-Конга».

Все знаменитые режиссеры, с которыми работал де Лаурентис, не упускали случая пройтись по поводу продюсера. Ингмар Бергман, посетив съемочную площадку «Кинг-Конга», с напускной скромностью ухмылялся: «За такие деньги я снял бы два десятка фильмов». Дэвид Линч, чей лучший фильм «Синий бархат» спродюсировал де Лаурентис, сообщил в интервью «Нью-Йорк Таймс»: «Дино, конечно, ни черта не понял в моем сценарии. Но деньги дал сразу. Славный пареньРидли Скотт, которого де Лаурентис пригласил снимать «Ганнибала», отнекивался, намекая на страсть продюсера к «пеплумам»: «Дино, я не хочу снимать слонов

Довела Дино до белого каления только Джоди Фостер, которую он пригласил сниматься в «Ганнибале» -- сиквеле «Молчания ягнят». О Джоди вспомнили только после того, как вся предполагаемая прибыль была поделена между де Лаурентисом, режиссером Ридли Скоттом и исполнителем роли доктора Лектера Энтони Хопкинсом. Актриса обиделась и потребовала себе 20 миллионов долларов гонорара плюс 15 процентов от прибыли. Лаурентис возмутился и от роли ей отказал. Фостер незамедлительно распустила слух, что не стала сниматься в «Ганнибале» по моральным соображениям: мол, ее героиня не станет есть человечину вместе с Ганнибалом-каннибалом.

Дино и коммунисты

Де Лаурентис начинал свою продюсерскую деятельность в золотой век итальянского кино. С конца 40-х Рим был для зарубежных кинопроизводителей тем же, что Прага и Австралия сегодня. Самые дешевые павильоны и техника были на знаменитой студии «Чинечитта». Самые квалифицированные и низкооплачиваемые операторы, осветители, костюмеры, звукооператоры, помрежи работали там же. Это был налоговый рай: затраты на кинопроизводство не облагались налогами, а обнищавшие после войны студии с одинаковой радостью принимали в уплату и чеки и непонятного происхождения наличные.

Неудивительно, что крупнейшие голливудские киностудии устроили настоящую экспансию на Апеннинский полуостров. До войны Италия специализировалась на производстве роскошных исторических фильмов – «пеплумов». И теперь на студии «Чинечитта» снималось подавляющее большинство «пеплумов» голливудских, в том числе и знаменитый «Бен-Гур». За деньги голливудских «мейджоров» -- «Парамаунта», «Юниверсела», «МГМ» -- среди итальянских продюсеров шла настоящая война.

Фронтом де Лаурентиса был «Парамаунт». Его оружием – райское итальянское солнце, прогулки на яхтах, темпераментные старлетки. Начинающий продюсер устраивал руководству «Парамаунта» «римские каникулы», а они, вернувшись в Голливуд, переводили деньги на его счета. Ходили разговоры о том, что итальянские продюсеры впрямую подкупают служащих голливудских киностудий, чтобы те обеспечивали им приток заокеанских денег. Но де Лаурентиса эти слухи миновали. Зато он широко пользовался законом о «ко-продукциях». В послевоенной Италии фильм финансировался из госбюджета, если хотя бы наполовину был итальянским. Таким образом, де Лаурентис получал половину финансирования своих «пеплумов» от правительства, а половину – от родного «Парамаунта». Когда эта льгота была отменена, де Лаурентис обанкротился.

Связь с Голливудом, одержимым маккартизмом и чисткой «красных», ни в малейшей мере не мешала де Лаурентису флиртовать с итальянскими коммунистами. Снявший свои главные ленты на студии «Диночитта» Пьер Паоло Пазолини был секретарем коммунистической организации и регулярно дискутировал с Тольятти по вопросам развития левого движения. Де Лаурентис дружил с обоими. Вместе с Пазолини он ездил отдыхать на Капри. Вместе с Тольятти обхаживал Орсона Уэллса. Итальянские коммунисты сразу после второй мировой войны стали искать близких себе по духу леваков внутри Голливуда. Главную ставку они сделали на Орсона Уэллса. В начале 60-х де Лаурентису при поддержке Тольятти удалось создать грандиозный проект – экранизацию Библии, которую должны были снимать самые знаменитые режиссеры мира – Робер Брессон, Микеланджело Антониони и Орсон Уэллс. В конце концов, правда, «Библию» снял Джон Хьюстон на деньги «Парамаунта».

До денег Кремля итальянцу удалось добраться только в конце 60-х, когда был запущен в производство эпический шедевр Сергея Бондарчука «Ватерлоо». В 1970 году, когда «Ватерлоо» вышел на экраны, де Лаурентис познакомил Бондарчука с милейшим человеком Энцо Рисполи, который с радостью согласился продюсировать новый фильм великого русского режиссера «Тихий Дон». Через пятнадцать лет незаконченный фильм Бондарчука, вместе со всеми лентами, снятыми на деньги Рисполи, был арестован: против продюсера было возбуждено уголовное дело сразу по нескольким статьям. Здесь было и сотрудничество с мафией, и взятки должностным лицам, и соучастие в похищении людей.

Де Лаурентис ни разу не был допрошен в связи с делом Рисполи. Он оставался любимым продюсером в СССР, сделав «Очи черные» с Михалковым и «Необыкновенные приключения итальянцев в России» с Рязановым. «Дино, он наивный, -- говорил продюсер, пожелавший остаться неизвестным, в интервью журналу «Вэрайети. – Он сам не знает иногда, с кем общается. Но к нему ничто не липнет

Дино и банкиры

Переехав в Голливуд после банкротства студии «Диночитта», Де Лаурентис принялся вновь выстраивать свою киноимперию. На этот раз ее финансовым фундаментом должны были стать деньги главного банка Франции «Кредит Лионнэз». Банкиров Дино обхаживал по той же схеме, что когда-то – служащих «Парамаунта». Прогулки на яхтах, уик-енды на Боро-Боро, ценные подарки, -- эти инвестиции в сладкую жизнь банкиров оборачивались потоком инвестиций в заведомо провальные проекты.   

Франс Афман, ответственный за вклады «Кредит Лионнэз» в кинопроизводство, не мог устоять перед таким обращением. Франс Афман был щедрым человеком. Деньги «Кредит Лионнэз» он тратил как свои. Он любил Голливуд, проводил там целые недели, обедал в лучших ресторанах, тусовался со знаменитостями, снимал лучшие номера в лучших отелях, а платили за все это голливудские продюсеры, заинтересованные в деньгах одного из крупнейших банков мира. Студия «Каролко Пикчерз» платила ему 250 тысяч долларов в год за некие «консультации» и получила от «Кредит Лионнэз» деньги на съемку нескольких фильмов про Рембо. Продюсер Александр Залкинд купил ему дом в Малибу и получил финансирование для «Терминатора». Владелец небольшой студии «Глэдден Ентертейнмент» действовал проще. Во время Каннского кинофестиваля он просто пригласил Афмана на свою яхту и вручил ему конверт с зелеными. Этому был свидетель – позднее его показания пригодились для уголовного дела. Но никто не смог застукать за таким подкупом Дино де Лаурентиса.

Однако именно на фильмы де Лаурентиса пришлась большая часть из 775 миллионов долларов, которые Афман вынул из «Кредит Лионнэз» и вложил в Голливуд. В эти годы – с 1981 по 1986 – де Лаурентис выпустил свои самые дорогие и самые провальные фильмы – «Конан-Разрушитель», «Дюна», «Тай-Пэн». Но «Кредит Лионнэз» не интересовался прибылями: Афман сумел внушить руководству банка, что, спонсируя де Лаурентиса, они спонсируют мировую культуру и спасают духовность. К тому же, о многих займах Афмана стало известно гораздо позднее. Он часто «забывал» оформлять документацию и выдавал своим голливудским друзьям деньги просто так.  

Однако долго так продолжаться не могло. Афмана «ушли» в отставку, его место занял Жорж Вигон. Он тоже продолжал сорить деньгами, но его привилегированными клиентами стали аферисты, пытавшиеся купить студию «Метро Голдвин Майер» у известного спекулянта Керка Керкоряна. Бизнес де Лаурентиса хирел. Он уже выставил на продажу свой роскошный офис в Лос-Анджелесе и собирался распродавать имущество своих американских киностудий.

Давний друг и партнер де Лаурентиса, вместе с которым они финансировали гениев нео-реализма, продюсер Карло Понти познакомил Дино с человеком, обещавшим спасти его от банкротства. Его звали Джанкарло Паретти. Он был маленьким, толстым и заправлял галстук в брюки. Эта комическая личность только что на деньги «Кредит Лионнэз» купила небольшую киностудию «Кэннон Групп», хозяевами которой были бывшие израильские десантники Менахем Голан и Йорам Глобус. Студия специализировалась на махаловках с Чарльзом Бронсоном и Чаком Норрисом. Когда Паретти купил ее, она была на грани банкротства.

Голан и Глобус представили Паретти своим знакомым как выдающегося деятеля кино. Им вторил Карло Понти, позиционируя итальянца как «нового и сильного игрока на кинорынке». Но первым настоящим успехом Паретти стало его появление на вечеринке де Лаурентиса. Тот представил его своим гостям, а потом Паретти ущипнул его дочь за бедро, а та хлопнула его по руке и захихикала. Светские обозреватели подробно описали эту мизансцену, дав понять, что никому не известный Паретти дружит с самыми влиятельными продюсерами Голливуда

Паретти купил у де Лаурентиса его офис в Лос-Анджелесе, а 200 тысяч из денег «Кредит Лионнэз» потратил на приобретение коричневого «роллс-ройса» -- точно такого же как у Дино. Он обещал помочь ему расплатиться с долгами. А пока Паретти собирался купить легендарную студию «МГМ», и де Лаурентис сводил его с банкирами и нефтяными магнатами, помогая ему всеми правдами и неправдами вымогать займы и кредиты. В конце концов, покупка «МГМ» у Керкоряна была на 75 процентов финансирована «Кредит Лионнэз».

Через полгода после покупки Паретти «МГМ» окончательно погрязла в долгах. Кредиторы стали расследовать историю фирмы и обнаружили, что в сделке Керкорян-Паретти было нарушено около десятка статей административного и уголовного законодательства США. Задавшись вопросом «who is мистер Паретти», выяснили то, что Паретти не слишком-то и скрывал: у себя на родине, в Италии он работал на известных деятелей мафии, отсидел несколько сроков за подкуп государственных деятелей, подделку чеков, нанесение физических повреждений и несчетное число раз привлекался по делам, связанным с мафией, но был отпущен за отсутствием доказательств. Все руководство «Кредит Лионнэз» Паретти скупил на корню: кому-то он давал взятки, кому-то дарил подарки, а все работники, ответственные за вклады в кинопроизводство, просто были у него на жалованье. В один прекрасный день незадачливого олигарха вывели из роскошного лос-анджелесского отеля в наручниках.

Известие, что «МГМ» была куплена на деньги «Кредит Лионнэз» потрясла мир. Но в ходе уголовного расследования выяснилось, что в свое время Паретти на деньги того же банка купил у де Лаурентиса его студию «Диночитта». С 1990 года вся деятельность студии, где когда-то снимали Феллини, Висконти и Антониони, заморожена. Паретти судится. Руководство «Кредит Лионнэз» в полном составе подало в отставку. А де Лаурентис продолжает разъезжать на лимузинах и снимать фильмы стоимостью в сотни миллионов. В 2001 году, на церемонии вручения Оскара он получил премию Ирвина Тальберга – самую престижную в мире награду продюсеру.

Виктория Никифорова