| 
        
 | 
 
 
            Игорь Ларин 
            Убить "Чайку" 
Создатель и премьер театра "Монплезир" дал 
            единственную гастроль в Москве. Игорь Ларин дал почувствовать нам, 
            как мы ненавидим "Чайку", и за это ему спасибо. Тексты "устают" так 
            же, как несущие конструкции мостов и небоскребов. Удивительно, что 
            чеховские пьесы, написанные на заре века режиссуры и нещадно 
            интерпретировавшиеся на протяжении столетия, еще не 
            дематериализовались в тишине архивов. Еще удивительнее то, что, 
            завидев слово на букву "Ч", жирно напечатанное на афише, мы не 
            бросаемся стремительно прочь. Впрочем, нам есть оправдание -- мы 
            надеемся на Ларина. 
Верный своей мании вытаскивать на сцену 
            весь сор, из которого выросли классические цветы, и заваливать их 
            этим сором густо-густо, -- Ларин не подводит. Он наудачу выхватывает 
            из "Чайки" первые подвернувшиеся реплики, пробует их на вкус и, 
            подавившись многоточием, выплевывает в зал. Люди, львы, орлы и 
            куропатки летят со сцены, унесенные потоком его больного сознания. 
            Пьеса разрушается на глазах, а мы с детской радостью следим за этим 
            процессом.  
Мало-помалу из изжеванных сотнями ртов 
            строк материализуются два символа -- вечная женственность, которую 
            представляет народная артистка России Галина Карелина, и творческая 
            психея в исполнении Игоря Ларина. Женственность бьется в припадках, 
            заводит глаза и заламывает руки, нежная душа артиста, истерзанная 
            неутолимым нарциссизмом, не уступает ей по части чувствительности. 
            Но главным в этом бредовом диалоге становятся, конечно, разборки с 
            Чеховым.  
Ненависть к классическому тексту позволяет 
            Ларину отыграть свой сквозной сюжет -- ненависть лицедея к своему 
            ремеслу. Он от собственной игры мучается похлеще, чем Тригорин от 
            своего сочинительства. Кажется, что он случайно или по чьей-то злой 
            воле оказался на сцене -- точке суши, где не дано оставаться самим 
            собой. И единственное, что ему остается, -- это издеваться над 
            драмой, попавшей в его руки, беззастенчиво перевирая привычные 
            интонации, последовательно вытравляя любой сантимент и разъедая 
            знакомые фразы соляной кислотой своей иронии.  
Этот способ сценического существования -- 
            перпендикулярно тексту, наперекор всем привычным подтекстам -- 
            достаточно высоко котируется на сегодняшней актерской бирже. 
            Отчаянное фиглярство, не нуждающееся в любви почтенной публики, -- 
            это естественный, сам собой напрашивающийся ответ тому сладкому 
            стилю "театра-праздника", который так любят в последнее время 
            отечественные звезды. Пока в разнообразных бенефисах мастера сцены 
            будут строить глазки публике, демонстрируя ей наработанные за 
            трудовую жизнь штампы, эта нигилистская традиция one-man-show 
            обречена на успех.  
Ларину отлично удался спектакль Кости 
            Треплева. Огромные чайкины крылья, которыми он упоенно размахивает 
            над партером, опереточный стрекозиный костюм на Мировой Душе и 
            завывания уэбберовского Призрака -- это и есть "новые формы" в 
            представлении киевского мещанина. Правда, я не совсем понимаю, 
            сознательно ли Ларин втискивает столько кича в единицу сценического 
            времени, и подозреваю, что он любит эту попсу искренне -- вовсе не 
            позируя.  
Характерно, что, делая репертуар 
            "Монплезира", Ларин всегда запаздывает: Вертинского он исполнял, 
            когда тот, официально признанный, уже застыл памятником самому себе; 
            "Буратино. Большая жизнь" играл в память Петра Алейникова, когда 
            ностальгия по "Трактористам" стала общим местом, а "Трактористы-2" 
            -- почти классикой. Сегодня он работает под аккомпанемент 
            пропыленных хитов Тома Уэйтса: семь лет назад столичная арт-тусовка 
            рыдала над его распевами, а сейчас про дядюшку Тома пишет "ТВ-Парк". 
             
Но несмотря на эту провинциальность, 
            ставшую уже его фирменным знаком, Ларин по праву наслаждается 
            званием модного актера. Критики его любят, не могут не любить. 
            Писать о нем -- одно удовольствие. Его стиль -- играющий 
            подтекстами, вечно на что-то намекающий, нарочито усложненный -- 
            укладывается в прокрустово ложе любой концепции, его работы так и 
            напрашиваются на многословную рефлексию. Порой кажется, что эту 
            идеальную концептуальность Ларину приходится искупать некоторой 
            скованностью манеры и любая непредсказуемость ему заказана.  
Но стоит вспомнить, как он отрывался под Уэйтса -- накокаиненный творец со стеклянным взглядом за дешевыми темными очками, цветок зла, хиреющий на нашей бедной почве, -- и все претензии отпадают. 
 
Виктория Никифорова 
 |