|
Победил нежнейший
На театральном фестивале «Золотая маска»
раздали награды.
Фестиваль не окончен: спектакли,
претендовавшие на главную театральную награду страны, еще можно будет увидеть в
Москве. Но победители уже определены. «Золотую Маску» в номинации «лучший
драматический спектакль большой формы» получил «Московский хор», поставленный в
Малом драматическом театре Игорем Коняевым и Львом Додиным. Лучшим спектаклем
«малой формы» признана «Дама с собачкой» Камы Гинкаса. Гинкас же получил и
награду за лучшую режиссуру. Юрий Хариков взял свою вторую «Маску» за
сценографию «Мамаши Кураж» в театре «Самарт». В номинации «Новация» выиграл
воспетый критиками спектакль «Sine Loco» Русского инженерного театра «АХЕ».
Все решения жюри настолько выверены,
что обсуждать их неинтересно. Критики тоскуют – их решили возможности
позубоскалить, посплетничать и прозрачно намекнуть, что режиссер N получил
свою «Маску», благодаря хитросплетенной интриге. Впрочем, по большому счету,
это занятие всегда было бессмысленным: в отличие от Крамника и Каспарова, Петр
Фоменко и Кама Гинкас не могут раз и навсегда выяснить свои отношения, и
присуждение «Маски» тому или другому является политическим решением или просто
красивым жестом.
«Золотая Маска» интересна не
раздачей призов, а тем, какой театральный ландшафт она формирует. Фестивальные
спектакли словно рентгенограмма. По ним легко судить о состоянии современного
театра – угадывать симптомы, диагностировать болезни, прогнозировать исход.
Аутизм
В конкурсной программе
«Маски» участвовало 40 спектаклей – драматических, музыкальных и кукольных – и
ни в одном из них не было ни намека на современность. Режиссеры, молодые и
пожилые, обласканные славой и только-только явившиеся миру, ставят Софокла и
Чехова, Брехта и Гоголя. Все презирают сиюминутное и предпочитают говорить о
вечном. Роман Козак полагает, что его «Академия смеха» -- это «история о единстве
и борьбе противоположностей». Кама Гинкас поставил свою «Даму с собачкой» о
свойствах страсти. Алексей Девотченко и Григорий Козлов превратили «Дневник
провинциала в Петербурге» Салтыкова-Щедрина из сатиры в «притчу о крушении
иллюзий».
Такое впечатление, что сцена
отделена от жизни железным занавесом. В жизни воюют, торгуют, готовятся к
выборам, меняют зимние шины на летние, снимают дачи, сдают квартиры,
размышляют, не предпочесть ли тариф «Летний» тарифу «Рациональный». А на сцене решают
проклятые вопросы 2000-летней давности и пережевывают хрестоматийные реплики.
«Когда поднимается занавес, и
эти великие таланты изображают, как люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои
пиджаки, то я бегу и бегу, как Мопассан бежал от Эйфелевой башни, которая
давила ему мозг своей пошлостью», -- жаловался чеховский Треплев. Сегодняшний
зритель может ему только позавидовать. Театр утратил всякий вкус к
правдоподобию, к внимательному воспроизведению современного быта. Сцену
заселили существа, то ли прилетевшие с далеких планет, то ли приехавшие на
машине времени. Они принимают картинные позы, изрекают вечные истины, носят
тоги, кринолины и цельнометаллические жилеты. На всем протяжении «Маски-2003»
вашему автору удалось заметить только три пиджака – в «Московском хоре»
Коняева-Додина, да в «Академии смеха» Романа Козака.
Сегодняшний театр фатально
боится повседневности. Лучший диагноз ему, как и всей нашей жизни, поставил Михаил
Угаров в своей пьесе «Облом-off». Болезнь
времени называется аутизм. Современный театр разговаривает сам с собой, словно
человек дождя, и прячется от чужих, как угаровский Обломов. Он бежит
действительности и замыкается в себе. Режиссеры предпочитают говорить о вечном
потому, что боятся всерьез задуматься о том, что происходит здесь и сейчас. Жизнь
настолько усложнилась и ожесточилась, что на ее осмысление не остается ни
времени, ни нервов. Куда спокойнее запереться в репетиционном зале и в сотый
раз ставить какую-нибудь «Каштанку».
Кроме угаровского римейка
романа «Обломов», на фестивале была сыграна только одна современная пьеса. Это «Откровенные
полароидные снимки» в постановке Кирилла Серебренникова. Ее автор Марк
Равенхилл слывет в Лондоне самым скандальным драматургом современности. В его
пьесах регулярно занимаются нетрадиционным сексом, ругаются нехорошими словами
и нарушают все подряд статьи Уголовного кодекса. Однако в спектакле Кирилла
Серебренникова эти свинцовые мерзости выглядят на диво привлекательно. Режиссер
романтизирует жизнь лондонских гомосексуалистов с азартом, достойным Романа
Виктюка. Сидя на его бодром, нарядном спектакле, мы рассматриваем его героев,
как экзотических рыб, плавно перемещающихся в аквариуме. Интересно, конечно, но
к нашей жизни отношения не имеет.
Аполитичность
Фаворитом критиков и жюри
стал «Московский хор», поставленный Игорем Коняевым по старой пьесе Людмилы
Петрушевской. Этот спектакль мил и трогателен. Он рассказывает историю большой
и безалаберной семьи, проживающей в огромной коммунальной квартире. Художник
Алексей Порай-Кошиц выстроил целый небоскреб из старой мебели, нагромоздив друг
на друга шкафы, буфеты, кресла, диваны, пуфики, сундуки, стулья, тумбочки и
всякую неопознанную рухлядь. Жильцы снуют среди этих завалов, как тараканы. То
ссорятся за столом, то мирятся под сенью шкафа, то шушукаются на огромной
железной кровати с шишечками. А иногда забираются на самую высь, сбиваются в
стаю и неожиданно нежными голосами выводят «Летите, голуби, летите!» -- их хор
при ЖЭКе годами репетирует эту песню, чтобы когда-нибудь поехать за границу и
прославиться.
Работой Коняева руководил Лев
Додин, и властная рука главрежа МДТ чувствуется в том, как тщательно
проработаны все роли, как точно актеры воссоздают интонации 80-х, как
внимательны они к деталям образа. Но больше всего в прессе хвалили Коняева и
Додина не за виртуозность актеров, не за ритм спектакля, живой и естественный
как дыхание, не за впечатляющую сценографию, а за то, что они сумели превратить
политический фарс Петрушевской в сентиментальную семейную сагу.
У автора в пьесе действуют
старые коммунистки и закоренелые антисоветчики. Они смешно переругиваются,
пишут друг на друга доносы, тихой сапой готовят перестройку. Но режиссеры
сумели избежать любого намека на реальную политику, на реальную историю. Прошлое
в их спектакле идеализировано почти так же, как в «Старых песнях о главном». Они
сумели внушить нам любовь даже к нищему быту коммуналки, который Петрушевскую
явно раздражал. Они вообще сделали вид, что действие происходит не в
коммуналке, а в большой семье. Коняев этим достижением явно гордится: «Мы,
конечно же, интересовались социальными мотивами, но не хотели обличать время.
Главное – та сложная человеческая ситуация, в которой оказались персонажи.».
«Обличать время» на «Золотой
маске» не хотел никто. Размышлять о нем, пытаться понять, как мы дошли до жизни
такой – тем более. Политический театр скомпрометировал себя так надежно, что
режиссеры до сих пор боятся связываться с проблемами власти, истории, общества.
Им кажется, что политика на сцене – это синоним дурного вкуса. Но боясь
допустить стилистический сбой, они лишают свои правильные, безупречные
спектакли той энергии заблуждения, на которой только и работает искусство.
В разгар «Золотой маски» в
Петербург приезжали Путин, Ширак и Шредер и вырабатывали генеральную линию
отношений с США. Но на фестивале этого события не заметили. «Маска» уже
сформировала образ буржуазного театра, страшно далекого от жизни и всех ее
проблем.
Фестивальные спектакли
доказали: самой актуальной эмоцией театрального сезона 2001-2002 стала нежность.
Модно всех прощать, все примирять, не противиться злу насилием и подставлять
левую щеку, получив предварительно по правой. Социальное раздражение, зависть и
злость, пронизывающие жизнь, абсолютно недопустимы на сцене. Режиссер Григорий
Козлов и актер Алексей Девотченко умудрились даже желчного Салтыкова-Щедрина
превратить в лирика. Из «Записок провинциала в Петербурге» они сконструировали
камерный моноспектакль. Крошечная сцена уставлена бутылочками, баночками и
пузырьками, они стеклянно поблескивают в полутьме. А в окружении стеклотары
сидит грустный юноша в смирительной рубашке и унылым голосом рассказывает про
смешные приключения провинциала в столице. И дымка меланхолии гасит
сатирический запал автора.
Необычайную смелость проявил
на этом всепрощающем фоне Петр Фоменко. Он рискнул поставить «Безумную из Шайо»
Жана Жироду – пьесу о том, как нищие старухи расправляются с олигархами.
Спектакль вышел до жути актуальным. Зал даже не смеется, изумляясь точному
попаданию в нерв современности. Олигархи наживаются на нефти, и вот бомжующие
старухи выдумывают, будто у них в подвале бьет целый нефтяной фонтан. Миллионеры
послушно, как дети за Крысоловом, идут за Безумной из Шайо (Галиной Тюниной) в
ее подвал и очень скоро оказываются в мире, где нет ни слез, ни воздыханий.
Освобожденный Париж – Париж бедноты, нищих артистов и пролетариев – поет и
пляшет на радостях.
Но актуальность не в моде. И
пылкому Фоменко жюри предпочло нежного Гинкаса. Кама Гинкас в советское время
был одним из полу-запрещенных, полу-подпольных режиссеров. Его лучшие спектакли
были метафорой мира-тюрьмы, в котором ему приходилось жить и работать. Но
прошло время, и новые интонации контрабандой проникли в творчество Гинкаса. В
«Даме с собачкой» бывший борец с режимом, режиссер, бескомпромиссный и безжалостный,
разрешил себе стать лириком. Его спектакль – это трогательная история о любви,
которая сильна как смерть. И даже еще сильнее. «Дама с собачкой» идеально
отвечает всем требованиям буржуазного театра. Это очень личная история, тонко
сыгранная, без иронии поставленная. На «Маске-2003» победил нежнейший.
Инфантильность
Самые неожиданные, радикальные,
поражающие воображение спектакли «Золотой маски» собраны в номинации «Новация».
Здесь соревнуются между собой постановки, которые на годы вперед задают
перспективу театральному искусству. Эти спектакли -- наше будущее. Что же оно
нам готовит?
На спектакле «Lexicon» театра «Особняк» нас поили вином и кормили рыбой.
Рыбу потрошили, разделывали и запекали прямо на сцене, у нас на глазах. В
промежутках между кулинарными подвигами декламировали отрывки из романов
Милорада Павича «Звездная мантия» и «Хазарский словарь». Павич нагонял скуку,
зато рыба, которой зрителей угостили в финале, оказалась отличной. Хотелось
списать рецепт, но артисты уже ушли за кулисы.
Театр «Дерево»
продемонстрировал серию пластических этюдов под названием «Острова в океане». Вспыхивал
свет, над лазоревым кругом взлетали чайки и в следующий момент исчезали в
наступившей тьме. А через секунду чайки превращались в пароходы: артисты важно
шли, попыхивая сигарами, и, чинно сигналя, уступали друг другу дорогу. Гас
свет, загорался вновь, и вот уже пароход обернулся морячком, а баржа – его
подружкой. Они флиртуют в порту, а потом он уходит в дальний рейс, а она
смотрит ему вслед.
Евгений Гришковец представил
свой моноспектакль «Дредноуты». Это занимательный, с цифрами, фактами и разными
историями из жизни рассказ об огромных боевых кораблях. Но чуть не сразу после
спектакля мы забываем и водоизмещение английских и немецких дредноутов, и
подвиги моряков. В память западает только трогательная картинка: Гришковец,
размахивая сигнальными флажками, семафорит нам какое-то сообщение. Театральный
дым клубится у его ног. Льется сладкая музыка.
Спектакль театра «АХЕ» «Sine Loco» , о
котором мы с восторгом писали в предыдущем номере «Эксперта», запомнился редкой
красоты картинами, не нуждающимися в расшифровке. Льют золото алхимики, ищут
философский камень колдуны, странные метаморфозы претерпевают люди и вещи.
От всех спектаклей «Новации»
остаются в памяти только странные образы, бессвязные и загадочные как сон. Они
не поддаются толкованию, не заставляют зал думать, а просто гипнотизируют нас,
как кроликов. Критики даже возмущаются, когда режиссеры пытаются объяснить, что
они хотели сказать: не надо нам ничего рассказывать, дайте насладиться
красивыми и непонятными картинками.
Спектакль с концепцией,
спектакль, в котором можно прочитать внятную режиссерскую мысль, никому не
нужен. И режиссеры, и зрители хотят чистой и безответственной игры фантазии.
Зыбкие эмоции, изощренный эстетизм, предельная инфантильность, -- вот что
востребовано на «Маске-2003». Описывая самые актуальные спектакли, критики
жонглируют словами «волшебный» и «сказочный». Лучшей похвалой является
выражение «как в детстве».
Эту
стихийную инфантильность своим звериным чутьем угадал Александр
Калягин, совершенно заслуженно получивший «Маску» в номинации
«лучшая мужская роль». Его жирный, грязный, горластый папаша Убю
очаровал зрителей и жюри именно своей детской непосредственностью.
Этот огромный дядька с младенческим эгоизмом подгребает под себя все
– жратву, женщин, золото, власть. Он, словно черная дыра, готов
поглотить весь мир. Шутя, развлекаясь и проливая чужую кровь,
хулиган Убю напоминает о том, что инфантильность сознания плодит
своих монстров. «Детское» не всегда синоним прекрасного. Хорошо бы
нашему театру когда-нибудь повзрослеть.
Виктория Никифорова
|