Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

«Мастер и Маргарита»

Виктюк меняет ориентацию

История болезни

Истоки провала «Мастера и Маргариты» надо искать в недалеком прошлом. В апреле 1993 года Виктюк репетировал спектакль «Рогатка». Начинающий актер Дмитрий Бозин в шортах, открытых по самое не могу, качался на качелях под «Show Must Go On». В мае 93 была отменена статья «121» УК, предусматривавшая уголовную ответственность за гомосексуализм. «Рогатка» вышла, имела оглушительный успех, но Виктюк остался не у дел.

Влюбленные в Виктюка критики, растекаясь метафорами по древу рецензий, как-то упускали из виду, что их кумир был глубоко идейным режиссером. Всю жизнь он боролся за то, чтобы мужчина мог любить своего соседа и не выбрасываться от этого из окна. Когда Виктюку стало не за что сражаться, его режиссерский темперамент заметно поугас. Он оказался в положении, парадоксально схожем с тем, в котором оказался вернувшийся из-за границы Юрий Любимов. Ставить можно о чем угодно, но в отсутствие опасности из спектакля заранее уходит всякий драйв.

После «Рогатки» Виктюк сделал еще много спектаклей, и «Саломея», например, оказалась почти шедевром. Но большинство его постановок не оправдывали ожиданий. Все, казалось бы, было на месте – и до миллисекунд выверенный саунд-трек, и подробная пластическая партитура, и хороший тренинг артистов. Но исчезло главное – предвкушение скандала. А вместе с ним тронулись на выход фанаты. Сегодня поход «на Виктюка» – рядовое событие в жизни театрала. Критик давно с этим смирились. Но сам режиссер ищет выход.

Диагноз

Перебирая в памяти статьи старого Уголовного Кодекса, Виктюк вспомнил еще одно наказуемое деяние – антисоветскую агитацию и пропаганду. И попробовал черпнуть в нем вдохновение. Для этого он поставил спектакль по «Мастеру и Маргарите». Но агитация Булгакова показалсь ему слабоватой. Писатель не прояснил классовую природу Воланда и не открыл истинное лицо Иешуа. Поэтому от романа в спектакле остались рожки да ножки.

Вернее, Виктюк поставил роман, как в анекдоте: «Анекдот номер 11!» – Общий смех. «Номер 64!» -- Хохот. «97!» – «Ну, нельзя же при детях…» Воланд объявляет: «Бал!» И по сцене минут пять топчется массовка с огромными головами Ленина и Сталина. Воланд сообщает: «Пилат!» И через минуту Пилат интересуется, что есть истина, а еще через полминуты Иешуа навсегда исчезает со сцены. Растасканному на цитаты тексту это даже идет на пользу. Публика может без труда восстанавливать зияющие купюры, заодно освежая в памяти классику. Но поставленный в хорошем темпе дайджеста «Мастер и Маргарита» не заканчивается, как вы, может быть, подумали, через полчаса. Новый спектакль Виктюка идет три часа.

В паузах между «никогда не разговаривайте с неизвестными» и «рукописи не горят» мы вынуждены слушать речи товарища Сталина и его подданных, песни тридцатых годов, куплеты Мефистофеля. Казалось бы, кроме куплетов, ничего к роману отношения не имеет. Но у Виктюка другое мнение. В кульминационные мометы его Воланд (Дмитрий Бозин) разговаривает, прикрываясь огромной головой Сталина и с отчетливо грузинским акцентом.

Получается, что все персонажи служат не сатане, а диктатору. Режиссера это справедливо раздражает и он отказывает своим героям в малейшем сочувствии. Они очень противно выглядят в черных трусах и белых майках, некрасиво машут лопатами и неуклюже разъезжают на больничных каталках – действие происходит в сумасшедшем доме, а как же иначе? Интеллектуал Берлиоз похож на забулдыгу, Иешуа – на дауна, а Маргарита… Но Маргариту надо видеть.

Под немытыми волосами, завесившими лицо, под овчинным полушубком, надежно скрывшим талию, разглядеть исполнительницу не представляется возможным. Голос ее тоже неузнаваем: она свистит как вскипевший чайник, шипит как гюрза и воет как пожарная сирена. Основное время она работает подтанцовкой для мужчин, оттеняя своим безобразием их стати. В дополнительное время – двухминутном финальном монологе – она оттягивается сполна, до икоты пугая Мастера (Николая Добрынина) обещанием верной любви. И только вглядевшись в программку, ты с ужасом понимаешь, что играет Маргариту сногсшибательная красавица и почти гениальная актриса Елена Морозова. Зачем она пошла на такое -- неизвестно.

Тут Виктюк остался верен себе: у него частенько актрисы выглядят форменными ведьмами. Пугливая манера самовыражаться тоже вполне узнаваема. Добродетельные банальности о том, что культ личности – это плохо, он выговаривает, пугливо озираясь по сторонам: не дай бог, услышат.

Прогноз

Занявшись антисоветской пропагандой, Виктюк еще больше сместился в маргиналы. Спектаклю про Сталина сегодня еще труднее сделать кассу, чем спектаклю про трудную судьбу гомосексуалиста. Прогон «Мастера и Маргариты» прошел в старом полуразрушенном кинотеатре и выглядел как прощание с эпохой Виктюка. В зале сидели пожилые, худо одетые люди – обломки великой тусовки «Служанок». Невзирая на прямо противоположные политические взгляды, они ничем не отличались от старых коммунистов, машущих флагами у доронинского МХАТа.

Наверное, не стоило Виктюку так резко менять ориентацию. Опыт Юрия Любимова может послужить ему примером. Пока Любимов ставил эстетскую «Медею» или реставрировал свои старые спетакли, публика его не понимала. Его главной удачей после возвращения стал «Марат\Сад», спектакль, чудом ожививший старые ноу-хау Таганки. Виктюку тоже рано отказываться от своих традиционных технологий. Лучше найти подходящий драматический материал. И забыть, как страшный неприличный сон, своих «Мастера и Маргариту».

Виктория Никифорова