Nikiforova
ПЬЕСЫ ПРОЗА СТИХИ КРИТИКА ПОЛИТИКА ENGLISH ОБО МНЕ

Люди в белых пальто устроили цирк с конями

Люди в белых пальто устроили цирк с конями

Виктория Никифорова

В Москве собрались снести старое здание цирка на Вернадского и построить вместо него новое. Милое дело, казалось бы, о чем спорить? Но в соцсетях по этому поводу бушует третья мировая война.

Проект нового здания вымазали в дегте, вываляли в перьях и погнали топиться в Москве-реке. Я смотрю на эту картинку и реально не понимаю, из-за чего сыр-бор. Веселенькое здание в форме циркового шатра, какие-то блесточки, много золота, какая-то загадочная серебряная труба рядом. Ну, цирк и цирк, детишкам понравится.

Но нет, товарищи, это все, оказывается, глубоко нам чуждо. Сетевые активисты негодуют. Купол цирка подозрительно напоминает им мечеть. Или того хуже – юрту. Серебряная труба рядом вообще бог знает что напоминает – я просто не могу цитировать больные фантазии этих людей.

Проект «оскорбляет», «нарушает», «попирает»… Братцы, но ведь это просто цирк, откуда же у вас эта звериная серьезность? Тут будут клоуны, отсюда будет доноситься здоровый детский смех. Я думаю, смеяться-то нам еще разрешено?

Еще смешнее, что я, как коренная москвичка, прекрасно помню времена, когда цирк на проспекте Вернадского еще был Новым, и его архитектуру ругали точно так же. Его считали слишком большим, официозным, не таким уютным, как Старый цирк на Цветном бульваре. А теперь – внезапно – этот серый функциональный шатер стал сокровищем советской архитектуры, а окружающие его вполне безликие многоэтажки вообще шедеврами. Ребят, вы ничего не перепутали?

С цирка активисты перекинулись на здание СЭВ на Новом Арбате. Чуть только возникла идея его снести и выстроить там современный небоскреб, как оно внезапно тоже оказалось «шедевром архитектуры». Но в каком, извините, месте?!

Для архитектуры 1970-х – тяжеловесных, мрачно-серых, откровенно убогих зданий – существует вежливый термин «брутализм». Этого брутализма полным-полно, например, в Берлине, поэтому он и считается самым некрасивым мегаполисом Европы. Мне, например, в Москве этого добра даром не надо – я счастлива, что больше мне не приходится ходить мимо гостиницы «Минск» (вот тоже чудо брутализма было), и считаю, что не только СЭВ, но и все высотки Нового Арбата выглядят сегодня провинциально, убого и нуждаются в замене.

Проекты небоскреба на месте СЭВ выглядят изящными, легкими, воздушными. Почему не заменить морально устаревшее здание, ни разу не являющееся памятником архитектуры, новой эффектной постройкой?

Впрочем, я уже слышу топот людей в белых пальто. О, эти прекрасные люди, гроза и ужас всего нового!

Это они устраивали истерику, когда московские власти реконструировали Царицынский дворец, превращая заплеванную, загаженную руину в восьмое чудо света. Это они проклинали Большой театр после ремонта и несли по кочкам красивейший комплекс «Москвы-Сити». Это они на чем свет стоит ругали Коломенский дворец Алексея Михайловича, бережно восстановленный по чертежам.

Странно: во всех странах восстанавливают свои разрушенные достопримечательности, японцы, корейцы, китайцы, вьетнамцы возводят точнейшие копии своих шедевров на радость туристам, но нигде не кричат так громко люди в белых пальто – нет, это все новодел, верните все, как было, разрущьте, хотим погрузиться в грязь, тлен и морок!

Люди в белых пальто всегда правы. Они и только они знают, как на самом деле выглядели ручки дверей в Большом театре двести лет назад и крыши дворцов в Царицыно при матушке Екатерине.

Люди в белых пальто боятся всего нового, как вампиры – солнечного света. Они производят сумасшедший информационный шум, изо всех сил стремясь не дать состояться хоть чему-то интересному.

Дело не только в архитектуре, их пугает любое изменение.

Две девочки спели песню про «сигма-боя», а она завирусилась по всему миру? Люди в белых пальто требуют немедленно проверить девочек и их родителей – а нет ли в смешной песенке чего-нибудь недозволенного? Нет? Точно нет? А если найду?

Люди в белых пальто фатально лишены чувства юмора, они придираются к любой шутке и готовы обидеться буквально на все. «Саванарыло» – называли таких пуритан Ильф и Петров.

Если бы их слушали хоть иногда в мировой истории, мы бы до сих пор жили в пещерах и даже колеса до сих пор не изобрели бы. Потому что люди в беолых шкурах писали бы бесконечные жалобы на стенах пещеры на то, что колесо их оскорбляет и что-то там нарушает.

Но вы знаете, что интересно? Стоит все-таки создать что-то новое, как эти люди, поворчав, начинают с удовольствием пользоваться этим новым. И в Большой театр билеты раскупают за минуту, и в Москве-Сити тусуются нон-стоп. Погодите, дайте им время, они приведут своих детей в новое здание цирка на проспекте Вернадского и будут веселиться, начисто позабыв про свои инвективы.

Но только до той поры, пока кто-нибудь не скажет неосторожно – а почему бы не снести эту развалюху и не построить тут что-нибудь новенькое? Тут-то они и набегут всем скопом, эти люди в белых пальто.

Прямо сейчас они уже бегут в комментарии – ну давайте, устройте там цирк с конями.