"Братья" Алексея Балабанова
размножаются делением. Где-то на десятой минуте сиквела объявляется придурковатый брат Данилы Багрова в эстрадном исполнении
Виктора Сухорукова. Старшой теперь ходит под началом Данилы, но нисколько по
этому поводу не переживает и усердно изображает Санчо Пансу при
Багрове-Бодрове, дон-кихотствующем во славу
криминального капитализма. Интрига держится на том, что дружбан Данилы Костя
Громов пытается выручить своего брата, играющего в НХЛ и попавшего в переплет
между тамошними мафиями. При этом, они не просто
братья, а близнецы. В «Брате-2» есть также сквозной персонаж – злобный таксист.
Сначала он встречается Даниле в кривых переулках Таганки, потом его клон везет
героя из Нью-Йоркского аэропорта. «У вас брата нет в Москве?»,
-- вежливо интересуется Багров.
Тут
уж в голову приходят нехорошие мысли о клонировании живых человеческих особей.
Тем более, что в новом фильме Балабанова все друг
другу, в сущности, братки. Ну там кроме ниггеров,
миллионеров, конкурирующих киллеров и прочей нечисти. Их, понятное дело, братья
крушат, не считая: кому просто в челюсть, кому под дых, кого очередью из
обреза. За своих же – русскую проститутку, изнывающую
в городе Желтого дьявола, добряка-дальнобойщика – готовы душу положить. В перерывах между перестрелками и переделом крупных состояний,
нажитых неправедным путем, они подолгу сидят у костра и ведут разговоры за
жизнь. У них одинаковый набор хромосом: фильм так четко делит мир на «наших» и
«не-наших», что персонажи теряют характерность. Враги – это уродливое быдло, их легко отличить по цвету кожи и акценту. Наши
добры, скромны и немногословны. Не найдя аргумента, они легко пускают в ход
стволы, но перед тем, как прострелить лоб негодяю, не забывают произнести
назидательно: «Сила, она не в деньгах, она в правде.»
Мало
этого, весь «Брат-2» похож на своего предшественника как потомок овечки Долли
на свою производительницу. И так же нежизнеспособен. Все эти шуточки насчет ниггеров
и хохлов мы уже слышали – только раньше они рассказывались про
чурок. Русский рок, под который так сладко загонять обойму в ствол, звучал еще
громче. Все недостатки оригинала лезут в глаза еще назойливее. Первого «Брата»
критики-эстеты подняли на щит за его стилистическое новаторство. Как будто
долгих проходов под пронзительную песню в мировом кино до сих пор не
существовало. Как будто катехизис киллера – аккуратно собрать
адскую машинку под аккомпанемент задушевного вокала, усмехнуться,
глядя в гаснущие глаза жертвы, и небрежно уйти от погони – не
пересказывался в тысячах боевиков. Пару лет назад Балабанов просто
позаимствовал весь арсенал ходовых приемов action – от Сталлоне до Бессона. Но в «Брате-2» его
секретное оружие не срабатывает.
Мне
кажется, режиссер потерял кураж вместе с верой в киллера.
Первый «Брат» был одушевлен небескорыстной любовью к герою нашего времени. Ведь
недаром там Данила так любил рок-музыку, тусовался с
деятелями искусств и благоговейно внимал «Наутилусу». Человека с ружьем
ненавязчиво подводили к мысли, что творец сыт не духом единым. И если уделить
художнику толику баксов, нажитых в разборках, он
послушно воспоет своего Мецената. Это была единственная личная нотка в
трафаретном балабановском боевике. Она и придавала драйв происходящему на
экране. Грубо говоря, режиссер ужасно надеялся, что новое поколение гангстеров выстроится к нему в очередь, чтобы финансировать «Брата-2».
Но
ничего такого не случилось. Крестные отцы не повалили на студию, чтобы
осчастливить постановщика социальным заказом. Балабанов стойко перенес неудачу.
Но героя своего разлюбил. В сиквеле Данила уже не так балдеет
от рок-музыки, изменив своим принципам, спит с Ириной Салтыковой и даже не
пытается ей покровительствовать. Он занят своими мужскими делами, а изящными
искусствами больше не интересуется. Тут оголодавшая муза покидает съемочную
площадку, и весь «Брат-2» делается на чистом профессионализме.
Жалко
Балабанова. Он так верил в своего киллера с
человеческим лицом, так страстно искал нового героя, так ждал от него
взаимности. И что в результате? От «Братьев» ловит кайф
только интеллигенция, бледная и небогатая. А братки
по-прежнему предпочитают Сталлоне.
Виктория
Никифорова