|
«Черная кошка, белый кот»
Свой в
доску
Если
конкретнее, то фильм «Черная кошка, белый кот» больше всего похож на
«Волгу-Волгу». Дело происходит на реке, по которой в разные стороны шныряют
пароходы. То австрийский, с которого день и ночь доносится «Голубой Дунай», то
«Максим Горький», нагруженный старыми стиральными машинами, оленьими рогами и
кучей других чудных вещей. В самый неподходящий момент герои пускаются в пляс.
За ними по пятам шагает оркестрик, переходящий из одного фильма Кустурицы в
другой, и остервенело пилит на скрипочках. Доморощенная джаз-банда пробирается даже в больницу к
дедушке героя, и старичок, вскочив с постели, на глазах у изумленных зрителей
начинает отплясывать народный танец. Бранка Катич в роли возлюбленной героя
выглядит клоном Любови Орловой. В фильме много шутят:
падают в воду, бьют посуду, стреляют и не попадают. Но постоянная пальба лишь
прибавляет веселья. Без нее, как без воды – ни туды и ни сюды.
Сам
герой немножко похож на Киану Ривза, и это единственное, что напоминает нам о
западном киноискусстве. В остальном же – это стопроцентно
наше кино. Оркестрик отсылает не столько к Феллини, сколько к одесскому
джазу. Диковинные персонажи – это не порождение фантазии автора, подражающего
фон Триеру или Терри Гильяму. Это свои в доску ребята, хорошо знакомые нам по
жизни. Кустурица снял «Черную кошку» про цыган, но не про
фольклорных, нарядных, с шалями и гитарами. Нет, это совершенно нормальные,
плохо одетые, азартные люди, которых можно видеть и в Чухломе, и в Тобольске, и
в Одессе. Про них рассказано в пьесах Островского, рассказах Бабеля и в
анекдотах про новых русских. Предел богатства в их понимании – отдыхать под
«Аббу» в крошечном бассейне посреди загаженного свиньями огорода, а вокруг чтобы плясали одалиски по десять баксов за ночь и
расхаживал павлин, уведенный у соседа, такого же «олигарха». Этот павлин забрел в «Черную кошку» прямиком
из «Горячего сердца». Вместе с ним пришел и мафиозо (Срджан Тодорович): Кустурица
полагал, что сделал его похожим на Беню Крика, но получился у него, скорее,
Хлынов – чокнутый, заводной, сентиментальный.
Сюжет,
правда, взят из «Заката»: мафиозо пытается выдать замуж свою сестру
и выбирает ей в женихи сына своего должника. Но сын влюблен в Любовь Орлову,
тьфу, в цыганку Иду. А его невеста ждет своего
суженого. В отличие от Бабеля, у Кустурицы все заканчивается хорошо. Влюбленные
находят друг друга, а мафиозо, под назидательный смех присутствующих,
проваливается в сортир. Борьба хорошего с лучшим заканчивается победой добра. Иван Пырьев и Григорий
Александров на том свете корчатся от зависти: Ккустурица лучше всех современных
режиссеров сумел повторить их достижения в области жизнерадостных комедий.
Все
это вызывает у русского зрителя приступ страшной ностальгии
по советскому кино. Кустурицу – начиная с «Помнишь ли Долли Белл?» и заканчивая «Черной кошкой» хорошо показывать в прайм-тайм
по главным телеканалам. Он способен потрафить всем
группам телезрителей: дамы бальзаковского возраста, основной наш электорат,
будут хныкать над мелодрамой «Папа в командировке». Средний класс с
загранпаспортами будет с интересом следить за мытарствами безпаспортных героев
во «Времени цыган». А на девятое мая вся страна будет приникать к экранам, чтобы,
под водочку и «оливье», страдать вместе с героями «Подполья».
Наше
кино вроде нашего футбола: вечно подает надежды и вечно их не оправдывает.
Остается болеть за команды, близкие по духу, но бесконечно далекие по классу.
То же самое и с режиссерами. Кустурица с легкостью может заменить
изголодавшейся нации и Михалкова, и Рязанова. Просто нужно следить за его
успехами и любить его – платонически и бескорыстно. Когда страна это осознает,
она начнет болеть за Кустурицу на международных кинофестивалях так же, как она
болеет за киевское «Динамо» на Кубке чемпионов.
Виктория
Никифорова
|