|
«Черный ястреб»
Птичку жалко
В фильме Ридли Скотта одному из персонажей, солдату лет двадцати отрывает взрывом ногу. Кровь заляпывает весь экран, товарищи суетятся, пытаясь пережать артерию, из которой хлещет жизнь. Солдат улыбается посиневшими губами, говорит: «передайте родителям, что я хорошо дрался» и умирает счастливый. Ридли Скотт давно тяготел к фашистской эстетике. Наконец-то он нашел для своей формы подходящее содержание.
«Черный ястреб» рассказывает подлинную историю вторжения американского десанта в Сомали. В начале 90-х там к власти пришел «не наш сукин сын», и американским рейнджерам было поручено взять в заложники членов его правительства. Рейнджеры приехали в Сомали и шутрмовали его столицу, Могадишо. Но с самого начала операция пошла наперекосяк. Жителям Могадишо почему-то не понравилось грубое обращение американских спецназовцев с их министрами. Они попытались отбить заложников, подбили пару вертолетов «черный ястреб», прикрывавших похищение с воздуха, и положили несколько рейнджеров. Генерал, командовавший операцией (в фильме его играет Сэм Шепард), отдал убийственный приказ не оставлять на поле битвы своих – ни живых, ни мертвых. Поэтому рейнджеры вынуждены вновь и вновь возвращаться с базы в недружественную столицу и под проливным огнем выковыривать из сгоревших вертолетов останки своих товарищей.
Ридли Скотту всегда снимал жесткое мужское кино с мускулистыми парнями, вымуштрованной массовкой и до жути безупречным видеорядом. Истории его захватывали мало. Сюжеты, подброшенные продюсерами, не желали соответствовать его пафосному визуальному ряду. Но в «Черном ястребе» человекоубийственная история идеально совпала с режиссерским стилем Скотта.
«Черный ястреб» – это воспитание чувств рейнджера в исполнении Джоша Хартнетта. Поначалу сержант Эверсманн не понимает, что он делает за пятнадцать тысяч километров от родного города. Потом начинают стрелять. Через два часа непрерывной стрельбы из всех видов оружия сталь закаляется, и сержант осознает, что «политика тут ни при чем. Просто если ты попал в ад, ты должден выжить.» Героя Хартнетта недаром зовут как персонажа средневекового моралите: Everyman значит «каждый». Он действительно становится примером для подражания. Все его товарищи демонстрируют чудеса героизма, бессмысленного и беспощадного. Самый эффектный кадр – это десантник, которому оторвало всю нижнюю часть тела по пояс. Шевелятся в крови смоделированные на компьтере кишки, а половинка рейнджера шепчет классическое: «Передайте моей семье, что у меня все хорошо».
Одновременно с «Ястребом» в Москве стартует новый фильм «Война» Алексея Балабанова, признанного рекордсмена политической некорректности. Так вот, по сравнению с Ридли Скоттом, Балабанов выглядит гуманистом, пацифистом и правозащитником. Половину своего фильма он посвящает доказательству того, что чеченцы отрицательные типы: мы видим, как они отрезают головы пленным, спускают в горную речку голую Ингеборгу Дапкунайте и ругаются нехорошими словами. Ридли Скотту доказывать ничего не нужно: население Могадишо в его фильме – это черная горластая масса, из которой доносятся непонятные выкрики, одиночные выстрелы и пулеметные очереди. Единственное их предназначение – быть движущимися мишенями для белокурых бестий в форме рейнджеров.
«Черный ястреб» – первый фильм об американцах на войне, вышедший на экраны после 11 сентября. Был еще, правда, «В тылу врага», но там американцы больше отстреливались и прятались. Ридли Скотт разрекламировал армию со всем старанием. Его фильм позиционирует спецназ как университет. Здесь интеллигентный генерал заботится о подчиненных, как ректор о студентах. Здесь есть свои традиции – например, пить кофе в разгар боевых действий и умирать с улыбкой – и свой студенческий клич. Главная задача Скотта – убедить потенциальных десантников, что о них позаботятся и накроют то, что от них останется, звездно-полосатым флагом. Получается это у него очень убедительно. Лени Рифеншталь просто изведется от зависти.
Рефлектирующему рейнджеру-Хартнетту
принадлежит единственная характеристика сомалийцев, котрую мы слышим
за весь фильм: «они бедные и необразованные». Но после фильма
жалеешь не обитателей Могадишо, а тех бедных и необразованных
американских парней, которые, насмотревшись Ридли Скотта, отправятся
воевать, чтоб землю в Афгане пуштунам отдать.
Виктория
Никифорова
|