Рядового
Райана, раздолбая, по ошибке пристрелившего своего, все-таки спасли. Доставили
к мамочке в богом спасаемую Айову. Подкормили гамбургерами
и яблочным пирогом. Отдохнув, он обзавелся женой, сделал ей четырнадцать
детей (семеро выжили), пережил, не заметив, в своем крошечном городке хиппи-60-е,
диско-70-е, постмодернистские 80-е, вышел на пенсию. Схоронил жену. Остался с придурковатой дочкой. Прикупил пару клюшек, но на костыли
перейти не захотел. Коротал вечера в компании таких же смешных стариканов, под
морщинистыми веками которых затаилась вся мудрость Америки. Единственным
поступком, который камнем лежал на его совести, стала ссора с братом. Но вот
брата настиг инсульт, и полуслепой ревматик рядовой Райан пустился на другой
конец Штатов, в Висконсин, чтобы попросить прощения у родственника.
Так,
слегка погрешив против оригинала, снял свой последний фильм Дэвид Линч. Конечно,
в деталях есть расхождение, но в целом «Простая история» -- достойный
сиквел спилберговской эпопеи. Это становится ясно в тот момент, когда племя
младое, незнакомое, обступив героя, расспрашивает его о путешествии: «А не
страшно вам было ночевать в полях, одному?» – «Я воевал, -- скромно
отвечает старик. – Три года в окопах. Чего же мне теперь бояться?» И, помахав
на прощание, жмет на газ, переходя на максимальную скорость – семь километров в
час.
Дело
в том, что из Айовы в Висконсин старикан путешествует на старой газонокосилке –
единственном транспортном средстве, с которым еще может управиться. Семьсот
километров он одолевает за полтора месяца, но что это за время! Американская
осень, знаменитое «индейское лето» во всем его многцветье. И что это за километры!
Колосящиеся поля, раздольные степи, привольные жнивья. Огромное бледно-голубое
небо милостиво глядит на раздобревшую пашню. Трудящиеся весело и простодушно
добывают хлеб свой в поте лица своего. Их крупные планы – веселые морщинки в
углах глаз, рты, всегда готовые приветливо улыбнуться незнакомцу, ясные глаза –
достойно вписываются в благостный пейзаж. Линч всю жизнь искренне обожал
маленькие американские городки, трудяг-фермеров и
бескрайние просторы своей родины. Но
привычка к постмодернизму мешала ему воплотить это святое чувство.
Только в «Простой истории» Линч, человек и гражданин, сумел высказаться до
конца и пронзил сердце простого американца.
«Простая
история» перенасыщена всей американской мифологией, от Лонгфелло до Фолкнера,
от Эдварда Хоппера до Эндрю Уайетта. Некоторые кадры – особенно выверенные в
своей неброской гармонии – прямо цитируют полотна Хоппера, на которых обыденные
вещи и лица источают неземную мудрость. Но нашему зрителю «Простая история»
напомнит необычайно просветленного, райского Пырьева.
В начале третьего тысячелетия так могли бы выглядеть «Кубанские казаки», снятые
на Кодаковской пленке и озвученные томительными стенаниями Бадаламенти.
Своим примером Линч доказал, что ирония не единственный
удел современного художника. Что душа творца, как и простого смертного, хочет
хорошей большой любви. Линч не сразу пришел к этому пониманию. Его путь был не
менее трудным, чем судьба его героя-ветерана. В отвязанные шестидесятые он
усердно расширял сознание и делал странные короткометражки. В семидесятые он
снял «Голову-ластик» -- так началось его глумление над
традиционными американскими ценностями и киношным мейнстримом. В восьмидесятые
он завоевал поколение яппи «Человеком-слоном» и «Синим бархатом». В девяностые
пришло время истеричных триллеров: «Дикие сердцем», «Шоссе в никуда» и
телесериал «Твин Пикс» сделали Линча гуру постмодернистского кинематографа.
И вот он устал. Ветеран приколов и шуточек, создатель
ужасных образин и извращенных сюжетов, снял доброе
кино о своей прекрасной родине. И за это товарищу Линчу хочется сказать большое
человеческое спасибо.
Виктория
Никифорова