Посмотрев «Магнолию», не
захочешь ехать в Америку. Где эта страна моих грез, пересеченная
просторными хайвеями (ограничение скорости двести км\ч)? Где
пронизанные светом небоскребы, патетический Манхэттен и багровый
Гранд-Каньон? Где царственные яхты, рассекающие лазурь Мексиканского
залива, коктейль-холлы, мультиплексы и президентский люкс отеля «Савой»? От всего великолепия
остались какие-то потрепанные развалюхи.
Действие «Магнолии» происходит в Лос-Анджелесе,
но ни один завсегдатай кинотеатров не узнает «города ангелов» в этом
захламленном предместье. «Хрущобы», где так и тянет выброситься из
окна, перенаселенные неврастениками пентхаусы, и к тому же дождь,
дождь без конца. В городе, прославленном своим райским климатом, Пол
Андерсон умудрился выбрать несколько дней, когда улицы заливает
слепящий ливень и аборигены, бранясь, шлепают по лужам. Льет «дождь
из кошек и собак» – эта английская идиома, означающая собачью
погоду, повторяется раз двадцать за три часа экранного времени.
Что
уж говорить о населении славного Лос-Анджелеса. В безвозвратное прошлое канули
чеканные черты, крутые подбородки и небесно-синие глаза. Смокинги, вечерние
платья, декольтированные по самое не могу, ботинки от Гуччи уплыли в Лету. В
моде крошечные глазки, обрюзгшие физиономии, пиджаки с распродажи.
Секс-символом года стал Филипп Сеймур Хофман, известный нам по «Целителю
Адамсу» и «Счастью». В «Магнолии» он играет настоящего святого: сидит с
умирающим стариком, улаживает его семейные дела, деликатный такой, нежный. Но
стоит вглядеться в его лицо – жуткую маску из комнаты смеха, кусок сырого мяса,
растянутый на витрине экрана – как невольно начинаешь приписывать ему все
смерти «Магнолии», вольные и невольные.
Единственный
красавчик в фильме, естественно, Том Круз. Но из-под его симпатичного лица то и
дело выглядывает такой злобный и истеричный сукин сын, что даже его точеный нос
не радует. Поначалу его герой изображает из себя железного мачо, но хватает его
всего на полчаса. Все остальное время ведущий телешоу «Соблазни и погуби»
извивается под взглядом дотошной журналистки, признается во всех своих
противных грехах и демонстрирует свое подлинное лицо – испуганную физиономию
нашкодившего мальчишки.
Та же история случилась со
всеми героями: их характеры поплыли, как чернила под дождем.
«Магнолия» – это череда психотерапевтических сеансов. Персонажи,
смахивая слезы и нервно куря, исповедуются в камеру. Зритель,
поеживаясь, вынужден играть роль психоаналитика. Стерва оказывается
благородной женщиной, душка-старикан – негодяем, а потом опять
душкой. Критерии стираются, моральные проблемы плодятся как кролики.
К середине фильма начинаешь всех жалеть, к концу – всех тихо
ненавидеть.
Растекается в слезах и сюжет. «Магнолия» рассказывает
несколько историй из мира телевидения. Из них следует, что все поголовно
труженики голубого экрана являются психопатами, монстрами и садистами. Они
калечат жизнь своих близких, пытаясь компенсировать насилие, которому сами
подверглись в детстве. У каждого героя припасена трогательная история из
прошлого: мой папочка меня мучил, поэтому я такой нехороший. Один из слоганов
фильма – «Ты можешь разделаться со своим прошлым, но прошлое еще не разделалось
с тобой.» Это, конечно, многое объясняет.
Вообще-то,
пессимизм сейчас в моде. Европейские коллеги Андерсона тоже с удовольствием
расчесывают социальные язвы. Но их мрачность имеет хоть какую-то реальную
подоплеку. Они изображают будни люмпенов, труды и дни маргиналов. В Штатах же
сейчас модно взять сверх-преуспевающего героя, сорвать с него белый воротничок
и показать миру, какие грязные ужасы таятся под его благополучным обликом. Не
успели мы ужаснуться «Бойцовскому клубу» и переварить «Красоту по-американски»,
как в продолжение темы явилась «Магнолия» -- еще одна патетическая симфонию на
тему всеобщего свинства.
Нет, не поеду в Америку. Там
даже дождь идет из кошек и собак. Захотев реализовать метафору,
Андерсон решил устроить в финале ливень из четвероногих друзей. Но
продюсер схватился за голову, общество защиты животных подало
протест, и
в результате дело ограничилось дождем из жаб. Тоже, впрочем, не
сахар.
Виктория
Никифорова