Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

«Миссия невыполнима – 2»

Муки с IQ

Глядя «Миссию» – что первую, что вторую – все время ловишь себя на мысли, что Том Круз научился читать совсем недавно. Ну не выходит это из головы. И чем больше старается Круз свою образованность показать и чем дольше говорит о непонятном, тем забавнее это выглядит. Тоже еще принц Датский выискался. Ты сперва азбуку освой. Но как всякий недоучка, Круз обожает интеллектуальные тонкости. Даже из нормального боевика он пытается сделать кино для эстетов.

В этой вымученной интеллигентности – главный прокол «Миссии». Вот уже второй раз «Парамаунт Пикчерз» пытается поставить на колени «Метро Голдвин Майер» и «Юнайтед Артистс» с помощью своей версии «агента 007». «Миссия» должна бить Бонда своей изысканностью. Для ее съемок приглашаются не безымянные ремесленники, а культовые режиссеры: первый фильм делал фанат Хичкока Брайан де Пальма, второй был доверен учителю Тарантино Джону Ву. Интрига отличается особым хитроумием: персонажи, не жалея, тратят драгоценное экранное время на разговоры о «невыполнимой миссии», которая должна спасти человечество. Визуальный ряд наворочен, словно в авторском кино. Де Пальма придумал для «Миссии-1» колорит а-ля Караваджо, с густыми тенями. Джон Ву блеснул своим ноу-хау – замедленной съемкой и тщательно мизансценированными разборками. Продюсер Том Круз может быть доволен.

Но актеру Тому Крузу в таком антураже нелегко. Особено жаль его становится, когда он начинает рассуждать про Химеру и Беллерофонта. На этом древнегреческом мифе замешан весь сюжет. Продажные русские микробиологи, работающие на зловредного немецкого олигарха – владельца фармацевтической компании – изобрели супер-вирус Химеру. Анти-вирус, как нетрудно догадаться любому филологу, назван в честь героя Беллерофонта, победившего Химеру. За эти медикаменты и ведется грандиозная гангстерская война. Пересказывая миф и морща узенький лоб, Круз кое-как пытается соответствовать имиджу героя «Миссии» – суперинтеллектуального агента, который умеет не только по очкам засветить, но и Нобелевскую речь произнести. Получается это у него не очень.

Круз хороший актер, но его амплуа – простой парень. Особенно в боевике, где его главная задача – мужественно шевелить желваками и, изогнувшись в обратном сальто, вышибать револьвер из руки негодяя. Умничанье вредит ему чрезвычайно. Оно не только высушивает образ супер-агента, превращая его в профессора на пенсии. Оно подвергает сомнению основы жанра. Ну зачем герою докторская степень? Установке на ученость мы обязаны тем, что середина «Миссии-2» бездарно провисает в разговорах. Герои один перед другим выставляют свои познания и хвастаются навороченными средствами уничтожения, передвижения и связи, забывая пустить их в ход. Трюков печально не хватает – не верьте первой сцене, в которой Том Круз висит над пропастью. После нее можно смело выходить из зала за поп-корном. Интересное начнется только минут за сорок до финала. Но и погони, и перестрелки, и даже дуэль на мотоциклах не уничтожат тоскливого библиотечного привкуса «Миссии-2».

Не пристало актеру стыдиться своего IQ. Тем более, если у него такой глянцевый взгляд, твердый подбородок и четкий рот, как у Тома Круза. Марлон Брандо прекрасно существовал в кино, невзирая на коэффициент интеллектуальности в 60 баллов (меньше бывает только у клинических дебилов). Том Круз мог бы на-равных поспорить с Пирсом Броснаном, если бы не комплексовал из-за своей необразованности. А так его «Миссия» проигрывает бондиане за счет здорового простодушия, элементарных контрастов и оглушительных нокаутов. Ввязавшись в конкуренцию с самым живучим сериалом века, она смотрится как высохшая библиотекарша рядом с профессиональной стриптизершей.

Зря все-таки Том Круз освоил азбуку.

Виктория Никифорова