Великий
немой заговорил
В фильмах Сергея Овчарова слов
всегда было по минимуму. Как-то обходились. В кадре
верещали, свиристели, блажили нечеловеческим голосом. Сюжет превращался в цепь
сюрреалистических анекдотов. Вместо нормальных персонажей перед нами корячились
какие-то упыри, трупаки и кикиморы. Все веселье
держалось только на буйном воображении режиссера. Но наконец-то Овчаров обрел подмогу в лице сценариста.
Им
оказался Леонид Филатов со своей «Сказкой про Федота-стрельца».
Сначала Овчаров ставил «Федота» в театре на Таганке, но не сошелся с
руководством во взглядах и спектакль так и не выпустил. Теперь он сделал из
него фильм. Но хотя Овчаров на каждом шагу клянется в верности оригиналу и
называет «Сказку» классикой, сочинение Филатова изменилось неуловимо и
решительно.
От
политики остались рожки да ножки. Обглодав их, как баба-Яга, Овчаров заполнил
пространство кадра чудесами собственного изобретения. Вместо одного
посла-англичанина сочинил целую галерею придурков-иностранцев.
Волшебной птице – жене Федота -- придал в
сопровождение целую семейку пернатых родственниц. Титу Кузьмичу и Фролу Фомичу,
федотовым помощникам, подправил пятый пункт: крылатые
проходимцы превратились в правоверных евреев в полном снаряжении пейсов, счетов
и банкнот. Бабу-ягу Овчаров превратил в наркоманку. И даже умудрился вывести на
сцену, то есть в кадр, самого невозможного из невозможных героев Филатова – То,
Чего Не Может Быть. Виктор Сухоруков в этой
парадоксальной роли чувствует себя весьма комфортно.
В чудовищном мире Овчарова даже со спокойным Андреем Мягковым творится что-то
нехорошее. Сквозь его хихикающего юродивого царька проглядывают самые разные
персонажи отечественной истории. Это Федор Иоаннович, из которого «Другим»
прорастает его папаша: бороденка топорщится у него,
совсем, как у Николая Черкасова в «Иване Грозном». Но
еще не остыв от пыточных утех, он начинает окать на манер Горбачева.
Но все эти хохмы и трюки не скрывают главного: ко всей
бредовой отечественной жизни Овчаров относится как к данности и никаких надежд на лучшее не питает. Режиссер заколдовал сказку Филатова как
Марью-Искусницу. Ей теперь «что воля, что неволя – все равно»
«Другие»
плачут
Овчаров
давно занимается лубком, но сейчас его любимый жанр стал самым востребованным в
русском арт-хаусном кино. В этом
жанре снята и блистательно остроумная «Окраина» Петра Луцика,
и агитка Александра Баширова «ЖПО», и свежая малобюджетка
Дулерайна и Корягина
«Иван-дурак».
Самый
авангардный жанр отечественного кино, лубок в то же время укоренен в традиции. Он будит детские
воспоминания зрителя, возвращая нас лет на …дцать
назад, к старым фильмам-сказкам с их мечами-кладенцами,
огромной говорящей головой и водяным-попрыгунчиком в исполнении Милляра. Эта тщательно завуалированная сентиментальность и
придает такое эмоциональное богатство лубочному гран-гиньолю. Не случайно самые успешные голливудские
фильмы-сказки снимаются на основе комиксов, известных публике с младых ногтей.
Лубок
– это еще и наш ответ голливудским спецэффектам. Тут Овчаров разошелся вовсю, но бюджет «Федота» нагрузил не слишком. Его герои
превращаются в зайчиков, им отрубают головы, узлом завязывают руки-ноги, но
выглядит это так дешево, так неумело, так смешно. В кино-лубке
технические достижения кино получают стилистическое оправдание. Из эффектов они
превращаются в метафоры.
Овчаров
специально обыгрывает это ерническое соцсоревнование с фабрикой грез. В его
фильме То, Чего Не Может Быть приводит с собой в Расею разнообразных голливудских монстров – Фредди Крюгера, сексапильных
красоток, культуристов типа Шварценеггера. Они хорошо приживаются
среди снегов, но поневоле меркнут на фоне отечественных чудес.
Берлин
в ожидании
Текст
и видеоряд в фильме Овчарова прорастают друг из друга
как сиамские близнецы. Но именно эта безупречная спаянность сыграла злую шутку
с режиссером. В кулуарах ходят слухи, что сначала
«Федота» собирались пригласить в конкурсную программу Берлинского
кинофестиваля. Овчарова там действительно любят и
регулярно награждают. Но посмотрев «Федота»,
фестивальные отборщики решили, что без адекватного перевода фильм многое
потеряет.
Грустно,
конечно, но вообразить, как по-немецки прозвучит «представляет интерес вот
такой еще разрез», просто невозможно. В то время, как вся Европа снимает фильмы
на английском, Овчаров сознательно закрыл путь своей
картине на мировой кинорынок. «Федот» обречен стать
фестивальным хитом, но, чтобы не связываться с переводом, его никто не купит.
Овчаров снял прекрасное кино, но годится оно только для внутреннего
употребления.
Виктория
Никифорова