И не только обло, но и
озорно. Великан Шрек купается в грязи, ест жареных жаб и делает
свечи из собственной ушной серы. Но душа у него тонкая. Шрек –
великан-мизантроп. Он живет на болоте, в одиночестве пьет мартини и
расставляет по периметру своих владений таблички «Осторожно:
людоед!». Но это не со зла. Просто он очень стесняется своих зеленых
ушей трубочками, круглых гляделок и великанского роста. Но однажды
ему приходится поступиться принципами, выйти к людям и найти свою любовь.
Мультфильм Эндрю Адамсона и Виктории Дженсон стал одной из
главных сенсаций последнего каннского фестиваля и собрал прессу в диапазоне от
слезливого «Самая трогательная сказка столетия» до безапелляционного «Шедевр!».
И дело не только в сказочной подвижности лицевых мускулов, за которую два года
сражалась армия аниматоров. И не в лихо петляющей истории, на каждом повороте
которой валяется – подбирай не хочу – россыпь остроумных гэгов. Просто это
первый мультфильм в истории человечества, на котором родители не рискуют впасть
в летаргию.
Авторы «Шрека», как юные мичуринцы, привили к доброй детской
сказке дичок жестокости. И этот гибрид оказался на диво живуч. Родители
хихикают над циничными шуточками про Белоснежку: «Она жила с семью гномами, но
она не дешевка». Дети радуются, глядя, как Шрек умывается грязью и сражается с
драконом. И все довольны. Сюжет развивается в двух параллельных плоскостях. Но
зрители и до и после 16 следят за ним с неподдельным детским интересом.
История начинается одним нехорошим утром, когда
великан-нелюдим обнаруживает, что его двор заселили толпы сказочных персонажей.
Их выслал из своих владений лорд Фаркуад – злобный карлик, выстроивший себе
замок размером с «Эмпайр Стейт Билдинг» («у него явно какой-то комплекс», --
замечает герой, глядя на башню.) Самым несносным из нежданных соседей Шрека
оказывается говорящий осел («фокус не в том, что осел разговаривает, фокус в
том, как его заткнуть»), озвученный Эдди Мерфи. В его компании Шрек (Майк
Майерс из «Остин Пауэрс») отправляется в Замок лорда и там совершает сделку: он
добудет лорду принцессу, а тот освободит его от сказочных беженцев.
Принцессу (Кэмерон Диаз), понятное дело, стережет дракон.
Следует замечательно снятая битва с клубами пламени. Но дракон оказывается
«девочкой» и страстно влюбляется в болтливого ослика. Принцесса тем временм
влюбляется в Шрека, а Шрек в нее, им предстоит еще много испытаний, но кончится
все хорошо. Оба узнают, что доброе сердце важнее красивого личика, и это
открытие будет выглядеть не данью политкорректности, а нормальным хэппи-эндом.
Знатоки закулисных интриг утверждают, что «Шрек» – это
разветвленная пародия на нравы студии «Дисней», в которой работали многие из
создателей мультфильма, прежде чем уйти к Спилбергу в «Дримуоркс». Авторы
«Шрека» и правда вывели на экран чуть не всех гомункулусов Диснея – и
Белоснежку, и Золушку, и трех поросят, и Серого Волка. В их облик внесены
минимальные изменения – ведь единоличное право владения своими крепостными
героями до сих пор принадлежит «Диснею». Но узнать их не составляет труда.
Авторы не упускают ни одного момента, чтобы подпустить шпильку сказочным
монополистам: парковка при замке Фаркуада устроена, как парковка в
Дисней-ленде. А в замечательной пародии на непременную в диснеевских
мультфильмах песню героиня «Шрека» состязается с птичкой до тех пор, пока
перетруженное горло птички не лопается. Тогда принцесса, хладнокровно глянув на
птичкины ошметки, забирает ее яйца и жарит чудесную яичницу своим спасителям.
Впрочем, продюсер «Шрека» Джеффри Катценберг, после
многолетнего сотрудничества с «Диснеем» ушедший к Спилбергу, утверждает , что
«посылал черновой материал фильма в «Дисней», и им очень понравилось.» «Шреку»
удалось невозможное. Великий утешитель, он сумел примирить взрослых с детскими
сказками, детей – с взрослыми шутками, а самую влиятельную студию по
производству мультфильмов «Дисней» с ее самым амбициозным конкурентом
«Дримуоркс».
Виктория
Никифорова