До Москвы добрался фильм Павла Павликовского "Стрингер". По
пути он устарел лет на десять. Режиссер сам сомневался в процессе съемок – а не
опоздает ли он со своими прозрениями. Политический климат в России отличается
нездоровой нестабильностью: на этих широтах так часто вянут замыслы с размахом.
Сценарий переделывался, сцены переснимались, «Стрингер» никак не поспевал за
извилистым сюжетом реальной политики. Делая свой первый художественный фильм, Павликовский испортил немало крови – и себе, и английским
продюсерам.
Впервые
идея снять фильм о молодом человеке, работающем на про-фашистского политика пришла в голову Павликовского, когда он, тогда еще документалист, снимал
картину о Жириновском. На какой-то тусовке он приметил
юношу бледного с видеокамерой. Юноша пытался всучить западным документалистам
собственноручно снятые кассеты с новостями из тогдашних
горячих
точек – собственно, в этом и состоит профессия stringer'а.
Павликовский напрягся и моментально сочинил трогательный
сюжет: наивное дитя перестройки пытается сделать карьеру, торгуя материалами из
жизни радикального демагога. Сам того не зная, он,
раскручивает новоявленного фюрера. Гуру неофашистов приходит к власти, а юноша
горестно осознает, что предал идеалы «perestroiki». Инфернальный образ демагога писался, сами понимаете с кого.
Жириновский тогда много распинался насчет мытья сапог в Индийском океане, и
политически чуткий польский режиссер невольно трепетал от таких намеков.
Потом
год-другой собирались деньги, велись переговоры с продюсерами, наконец в 1997 году Павликовский
приехал в Москву -- и обомлел. Ничего,
ну то есть буквально ничего не осталось от его замысла. И Жириновский давно
обуржуазился, и Москва смотрелась слишком глянцево, и
юноша бледный давно пристороился в каком-то западном
телевизионном агентстве, по вечерам водил свою подружку в Пиццу-Хат и в ус не дул. Все эпизоды начали
переделывать на ходу. Забавно представлять, как рвали на себе волосы авторы
сценария, как придумывали себе реплики актеры, как в темпе «Танца с саблями»
перемонтировался уже отснятый материал. Все-таки, умом Россию не догнать –
глупое, но приятное чувство. Уж на что нам, вроде, близок
Павликовский, а и то не успел.
В конце концов, политическую интригу, а-ля «Карьера Артуро Уи» оживили любовными
сюжетами. Получилось довольно трогательно. Главный герой (пухлогубый
и беспросветно положительный Сергей Бодров-мл.) влюблен в сотрудницу западного
телевизионного агентства. Он к ней искренно, со всей душой. А она им просто
попользовалась, сюжет, им отснятый, своему любовнику отдала, и – поминай как звали. У героя остается только одна любовь – к
политику Яворскому (он же Жириновский, он же Владимир Ильин). Не подумайте плохого: стрингер просто тоскует по покойному отцу и находит
в Яворском свой человеческий идеал. Но идеал, осознав невозможность военного
переворота, пускает себе пулю в лоб. Стрингер остается, как сказано у классика,
«погруженный в глубокую задумчивость».
Трогательно,
что говорить, британским продюсерам должно было понравиться. Но где вы видели
такого героя: с одной стороны, он помешан на карьере, с другой – как младенец,
увлекается английскими журналистками и отечественными политиками. Хочет
зашибить деньгу и не способен ради этого предать ни
мать, ни отца. Устраивает натуральное побоище на рынке, чтобы заснять, как живописно метелят
десантники кавказцев, и в то же время сентиментальничает с Яворским. Павликовский польстил отечественным стрингерам – уж
чего-чего, а душевность им неведома.
И
конечно, он опять опоздал. Со времен каннской премьеры «Стрингера» уже столько
всего успело произойти. В западном агентстве сократили
кадры, стрингер потерял работу, теперь он подрабатывает видеосъемкой на
свадьбах и похоронах. Вот об этом и надо бы снимать. А былые приключения героя
смотрятся просто сказкой, мифом каким-то времен первоначального накопления.
Сейчас
сказку о стрингере можно посмотреть в «Пушкинском», а если удастся попасть на
премьеру – сравнить Яворского и Жириновского. Лидер ЛДПР, так и не добравшийся
до Индийского океана, обещал прийти на «Стрингера».
Виктория
Никифорова