Шварценеггер,
посмотрев это кино – если только он не брезгует смотреть ленты колнкурентов –
рискует впасть в тяжелую депрессию. Его ближайший соперник, крепкий орешек без
страха и упрека, сделал то, что в скором времени предстоит и самому Шварци.
Брюс заранее решил перейти на возрастную роль -- пока еще морщинки не легли на
его девственное чело и не ослаб кулак, крушащий
челюсть негодяю.
Для
этого он выбрал роль детского психолога в «Шестом чувстве». На протяжении двух
часов он усердно шевелит бровями, скептически улыбается и по старой привычке
поводит накачанными плечами. Не стоит ждать его коронного удара под дых, до
самого конца он так и не выйдет из роли умного, доброго, тонко чувствующего
парня. Самое странное – это получается у него совсем неплохо. Единственное, что
можно поставить ему в упрек, это некоторую заторможенность. Уиллис движется словно зомби из «Секретных материалов» и улыбается
так, точно только что вылез из холодильника. Но в финале его замороженность
получает гениальное объяснение.
Сам
сюжет чрезвычайно банален, отсылает и к «Экзорцисту», и к страшилкам Дэвида
Линча. Маленький мальчик постоянно общается с призраками давно умерших людей.
Психолог-Уиллис пытается ему помочь, полагая, что столкнулся с редким случаем
шизофрении. Мальчик страшненький, личико его перекошено, так и кажется, что
помреж на съемочной площадке постоянно щипал бедное дитя, чтобы с его
физиономии не сходило выражение страха и обиды. Поневоле ждешь от дитяти всяких
пакостей. Однако в отличие от «Экзорциста», мальчик
оказывается вполне положительным героем. Покойники являются к нему за помощью и
он, по мере силенок, выполняет их поручения. Поверивший мальчику Брюс Уиллис
задается роковым вопросом: а не покойник ли я сам? И точно: следует наплыв в
прошлое, и мы понимаем, что, оказывается, доброго психолога пристрелили еще в
начале фильма, и целых два часа мы наблюдали белозубый оскал Уиллиса, не
подозревая, что он лишь призрак.
Раскрутить эту историю с исходным капиталом 38 миллионов долларов
поручено
было мистеру Ночь. Так зовут друзья и коллеги двадцативосьмилетнего индийского
режиссера со странным именем Night(ночь) и непроизносимой
фамилией (что-то вроде Шямалан). Автор двух ничем не примечательных
малобюджеток, он бессчетное число раз переписывал сценарий «Шестого чувства»,
пока не сумел угодить всем продюсерам студити «Буена Виста» и лично мистеру
Уиллису. В результате произошло одно из главных чудес
американского кинопроката 1999 года: «Шестое чувство» заняло второе место по
кассовым сборам. Его сценарий уверенно прочат в число номинантов на Оскара.
Джоэлу Осмонту, сыгравшему мальчика-визионера, сулят
Оскара в категории «лучший актер второго плана». Увлеченность Штатов этим
довольно вялым ужастиком только на первый взгляд кажется загадкой.
Несомненно,
политкорректного американского зрителя пленило гуманное отношение к покойникам.
Индийский режиссер открыл новое меньшинство – после
национальных и сексуальных – которое заслуживает к
себе серьезного отношения. Разве достойно гуманного человека в ужасе шарахаться
от привидений, крестясь и крича «чур меня!» Конечно,
нет. С легкой руки Шамалана даже маленькие дети понимают, что, завидев
призрака, надо поговорить с ним уважительно и спокойно. Он поделится с тобой
своими проблемами, расскажет, например, что его сгубила злая мачеха. Ты
выведешь мачеху на чистую воду, и мертвый индивид, успокоившись, удалится к
себе, туда, где несть ни печали ни воздыхания.
«Шестое
чувство» убивает двух зайцев. Открыв новую область применения политкорректных
норм, молодой индийский режиссер одновременно решил проблему достойной
старости, обеспечив интеллигентную роль стареющему
качку. И Уиллис остался доволен, и покойники не в
накладе.
Виктория
Никифорова