Наследник Михалковых-Кончаловских полагает, что аудитория
его нового фильма – те 5 миллионов читателей, которые прочли одноименный
бестселлер Даниила Корецкого. К зиме «Анти-киллера» собираются разбодяжить до
трех-серийного сериала и выпустить на телеэкран. Но
для произведения самого массового из искусств фильм Кончаловского выглядит
несколько странно. Представитель целевой аудитории появляется в кадре ровно на
пятнадцать секунд.
Это пожилая тетенька с сумкой на колесиках. Она подбегает к умирающему менту, которого пристрелили отморозки, деловито
конфискует у него замороженную курицу и, причитая, исчезает в ночи. В саге
Кончаловского пенсионерка играет роль старушки-процентщицы: рядом с ее
противной фигуркой образы уголовников обретают демоническое величие и роковой
шарм.
А уголовников в «Анти-киллере» очень много. Собственно,
рекламным слоганом фильма стоило бы сделать «Весь мир – малина, а люди в нем –
бандиты.» Чтобы мы совсем не запутались в их дивном новом
мире, Корецкий и Кончаловский снабдили каждого героя особой приметой. Шаман
(Александр Балуев) носит костюм от Армани, Амбал (Виктор Сухоруков) – шапочку-«пидараску», а Клоп (Иван Бортник) – тот самый серый
шарфик, что обматывал тощую шею Промокашки из «Место встречи изменить нельзя». Баркас
(Евгений Сидихин), как услужливо сообщает пресс-релиз, «знает ножевой бой», а его
оппонент, собровец Литвинов (Сергей Векслер) «знает ножевой бой даже лучше
Баркаса».
Есть еще главный герой – Лис, которого играет Юрий Куценко.
Он, правда, оперативный работник, но уже успел отсидеть, закорешиться с
паханами и превратиться в правильного, в натуре, бойца. Его особая примета –
хочет поехать на Кубу. Характер спокойный, нордический. Хорошо дерется ногами.
Ему-то и предстоит спасти положительную проститутку Тамару (Виктория
Толстоганова) от отрицательного Амбала, а правильного
авторитета Креста (Сергей Шакуров) от декадентствующего Отца (Михаил Ульянов).
В процессе спасения на воздух взлетает несколько мерседесов,
и пара дюжин бойцов отправляется в Валгаллу, сжимая в потных пальцах свои
Стечкины и Макаровы.
Сценами разборок и перестрелок,
съевшими львиную долю 5-миллионного бюджета, авторы гордятся больше всего. А
зря. У них получилось бламанже из оскаленных ртов, зияющих дул, кровавой юшки и
пиротехнических тур-де-форсов -- ни ритма, ни смысла.
Кто кого и за что метелит, понять нет никакой возможности. Хореография
отсутствует. Мизансцены не выстроены. И самое главное – решительно невозможно
сочувствовать «нашему» герою только за то, что он знает ножевой бой лучше, чем
«не наш».
Кончаловский позиционирует
«Анти-киллера» как наш ответ фильмам Джона Ву и южно-корейским хитам «Шири» и
«Спрятаться негде». Жаль, что на съемках он позабыл про главный восточный
лозунг – «опора на собственные силы». У нас есть вполне нормальные традиции
детективного кино, чего было ими не воспользоваться. Разборки в «Анти-киллере»
монтировала француженка, но они безнадежно уступают куда более дешевым перестрелкам в
балабановском «Брате». Российский балет, между прочим, лучший в мире – отчего
было не пригласить для постановки драк профессиональных хореографов? Что уж
говорить про актеров. Разъясни Кончаловский Ульянову его роль подробненько, по Станиславскому,
глядишь, тот сыграл бы не хуже, чем в «Ворошиловском стрелке». А так, режиссер
попросил патриарха спародировать Брандо в «Крестном отце», вот патриарх и сипит
весь фильм, как сломанная шарманка.
А еще, снимай «Анти-киллера» Джон Ву, так пенсионерка с
сумкой стала бы у него матерью слепой девушки. Она выходила бы раненого мента,
а тот спас бы ее дочь. Потом Лис подружился бы с хорошим бандитом, и они
залегли бы, отстреливаясь от плохих, и зрители – что
пионеры, что пенсионеры – затаив дыхание, следили бы за перестрелкой, болея за
наших, как на футболе. Тогда «Анти-киллер» обогнал бы по кассовым сборам «Шири»
и побил бы в прокате «Властелина колец». Но вряд ли это нужно создателям
фильма. «Анти-киллер» -- один из последних фильмов,
снятых благодаря налоговой льготе. Он не нуждается ни в любви, ни в прибыли.
Виктория
Никифорова