Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

«Анти-киллер»

Егорино горе

Наследник Михалковых-Кончаловских полагает, что аудитория его нового фильма – те 5 миллионов читателей, которые прочли одноименный бестселлер Даниила Корецкого. К зиме «Анти-киллера» собираются разбодяжить до трех-серийного сериала и выпустить на телеэкран. Но для произведения самого массового из искусств фильм Кончаловского выглядит несколько странно. Представитель целевой аудитории появляется в кадре ровно на пятнадцать секунд.

Это пожилая тетенька с сумкой на колесиках. Она подбегает к умирающему менту, которого пристрелили отморозки, деловито конфискует у него замороженную курицу и, причитая, исчезает в ночи. В саге Кончаловского пенсионерка играет роль старушки-процентщицы: рядом с ее противной фигуркой образы уголовников обретают демоническое величие и роковой шарм.

А уголовников в «Анти-киллере» очень много. Собственно, рекламным слоганом фильма стоило бы сделать «Весь мир – малина, а люди в нем – бандиты.» Чтобы мы совсем не запутались в их дивном новом мире, Корецкий и Кончаловский снабдили каждого героя особой приметой. Шаман (Александр Балуев) носит костюм от Армани, Амбал (Виктор Сухоруков) – шапочку-«пидараску», а Клоп (Иван Бортник) – тот самый серый шарфик, что обматывал тощую шею Промокашки из «Место встречи изменить нельзя». Баркас (Евгений Сидихин), как услужливо сообщает пресс-релиз, «знает ножевой бой», а его оппонент, собровец Литвинов (Сергей Векслер) «знает ножевой бой даже лучше Баркаса».

Есть еще главный герой – Лис, которого играет Юрий Куценко. Он, правда, оперативный работник, но уже успел отсидеть, закорешиться с паханами и превратиться в правильного, в натуре, бойца. Его особая примета – хочет поехать на Кубу. Характер спокойный, нордический. Хорошо дерется ногами. Ему-то и предстоит спасти положительную проститутку Тамару (Виктория Толстоганова) от отрицательного Амбала, а правильного авторитета Креста (Сергей Шакуров) от декадентствующего Отца (Михаил Ульянов). В процессе спасения на воздух взлетает несколько мерседесов, и пара дюжин бойцов отправляется в Валгаллу, сжимая в потных пальцах свои Стечкины и Макаровы.

Сценами разборок и перестрелок, съевшими львиную долю 5-миллионного бюджета, авторы гордятся больше всего. А зря. У них получилось бламанже из оскаленных ртов, зияющих дул, кровавой юшки и пиротехнических тур-де-форсов -- ни ритма, ни смысла. Кто кого и за что метелит, понять нет никакой возможности. Хореография отсутствует. Мизансцены не выстроены. И самое главное – решительно невозможно сочувствовать «нашему» герою только за то, что он знает ножевой бой лучше, чем «не наш».

Кончаловский позиционирует «Анти-киллера» как наш ответ фильмам Джона Ву и южно-корейским хитам «Шири» и «Спрятаться негде». Жаль, что на съемках он позабыл про главный восточный лозунг – «опора на собственные силы». У нас есть вполне нормальные традиции детективного кино, чего было ими не воспользоваться. Разборки в «Анти-киллере» монтировала француженка, но они безнадежно уступают  куда более дешевым перестрелкам в балабановском «Брате». Российский балет, между прочим, лучший в мире – отчего было не пригласить для постановки драк профессиональных хореографов? Что уж говорить про актеров. Разъясни Кончаловский Ульянову его роль подробненько, по Станиславскому, глядишь, тот сыграл бы не хуже, чем в «Ворошиловском стрелке». А так, режиссер попросил патриарха спародировать Брандо в «Крестном отце», вот патриарх и сипит весь фильм, как сломанная шарманка.

А еще, снимай «Анти-киллера» Джон Ву, так пенсионерка с сумкой стала бы у него матерью слепой девушки. Она выходила бы раненого мента, а тот спас бы ее дочь. Потом Лис подружился бы с хорошим бандитом, и они залегли бы, отстреливаясь от плохих, и зрители – что пионеры, что пенсионеры – затаив дыхание, следили бы за перестрелкой, болея за наших, как на футболе. Тогда «Анти-киллер» обогнал бы по кассовым сборам «Шири» и побил бы в прокате «Властелина колец». Но вряд ли это нужно создателям фильма. «Анти-киллер» -- один из последних фильмов, снятых благодаря налоговой льготе. Он не нуждается ни в любви, ни в прибыли.   

Виктория Никифорова