|
"Про уродов и
людей"
Талант на страже морали
Тусовка держит Балабанова за эстета,
извращенца и вообще мальдорора. Между тем он художник правильный и
добрый. Он думает о своем народе. Последние несколько лет он не щадя
сил стремится облагодетельствовать нас национальной идеей --
простой, как мычание, и нужной, как хлеб. Далеко обогнав кремлевских
аналитиков на трудном пути к счастью масс, он силой своего
недремлющего таланта создал уже двух героев, воплощающих нужные и
актуальные на данном отрезке пути нравственные ценности.
Год назад в полупустом зальчике каннского
Дворца фестивалей состоялась премьера "Брата". Этим маем Балабанов
показывал на самом престижном кинофестивале мира свой последний
фильм "Про уродов и людей" -- при полном зале и неплохой прессе.
После Канна судьба его лент известна -- череда наград на
отечественных фестах и отчаянная склока критиков вокруг "образа
героя". Национальная идея, сияющая на финише балабановского
фестивального марафона, призвана объяснить -- вернее, показать, на
то и существует важнейшее из искусств, -- как жить хорошо и
правильно. Так, чтобы в душе и облике читалась цельность, а судьба
разыгрывалась бы в гармоничном контрапункте с историей.
Имиджмейкер строителей капитализма,
Балабанов выпустил в свет ясноглазого Брата-Бодрова и -- pendant его
светлому образу -- молчаливого изверга Маковецкого. Получилась
отчетливая до рези в глазах оппозиция: черное -- белое, свой --
чужой. Первый спасает женщин и детей, второй их истязает. Первый
честно палит в белый свет как в копеечку, второй предается тайным
порокам и пускает сладострастную слюну. Первый уезжает из Питера в
Москву, второй обречен ютиться в петербургском подполье. Казалось
бы, "Брат" и "Уроды" неразделимы и противоположны, как инь и ян, как
Рабочий и Колхозница. Все оказалось, однако, не так просто.
"Брат" ненавязчиво подводил нас к мысли,
что хорошо и правильно живет только человек с ружьем. В общем, это
верно, но несколько радикально. К тому же герой излишне увлекался
изящными искусствами, слушал почти классическую музыку "Наутилуса" и
покровительствовал творческой интеллигенции. Понятно, что, изображая
новоявленного Медичиса, Балабанов прозрачно намекал потенциальным
спонсорам, как облагораживает человека любовь к искусству. Однако
режиссерская корысть, недоступная зрительским массам, несколько
сужала радиус эстетического поражения "Брата". Что-то декадентское
было в этом честном народном кино.
В "Уродах" же его message чист,
незаинтересован и интимно близок нашему бледному среднему классу.
Последний фильм Балабанова внушает, что и успех, и деньги суть тлен
и чепуха. Нажитые богатства -- и материальные и духовные --
оборачиваются сущей трухой, золото становится палой листвой, и
горьковатый дымок эротических грез, щипля глаза, застилает
пространство.
В пересказе получается, что шайка
Маковецкого, промышляющая порнографическими фильмами, проникает в
два почтенных семейства, два достойных дома. Глядя же, как тьма
клубится по углам, рифмуясь с черным слепым взглядом героинь,
понимаешь, что тоска по истязательству цвела в этих чинных
интерьерах задолго до появления злодеев с кинокамерой и розгой.
Неторопливые эротические игры -- потаенная
суть настоящего буржуазного дома, его подоплека и эстетическое
оправдание. Постигая нормы и правила нового социума, Балабанов
снимает апофеоз личной жизни, жизни за закрытыми дверями. Ауру
буржуазного дома он воссоздает с несравненной теплотой. Чистый и
правильный посыл его ленты, несомненно, смягчает нравы и греет душу.
"Уроды" внушают надежду, что новые буржуа сменят наконец-то помповые
ружья на ивовые прутья.
Скажут, кивнув на тени Фуко и де Сада, что
вообще-то садомазохизм занятие интеллектуально почтенное и простому
буржуа в силу своей метафизической изысканности недоступное. Однако
средний класс, о рождении которого так долго говорили СМИ,
появляется на свет с изначально подорванным здоровьем и скептической
усмешкой на устах. Не этот ли вынужденный дистрофический
аристократизм fin de siecle мы угадываем в отутюженных менеджерах из
рекламных роликов? И разве плохо смотрелся бы ролик,
пропагандирующий "Уродов" -- самый модный фильм сезона?
Видно, что Балабанов, замороченный enfant
terrible своего времени, разбирается в оттенках нормы-аномалии не
лучше нас, грешных. "Брата" он снимал про то, как надо жить, -- и
получилось довольно тлетворное зрелище. "Уродов" он сделал, желая до
дна испить чашу порока, но порок оказался так тих, мил и робок, что
даже у Говорухина рука не подымется бросить в него камень. Очень
нужное кино.
Виктория Никифорова
|