Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"Бэтмен: Начало"

Как человеку стать летучей мышью?

Кристиан Бейл сыграл Бэтмена с человеческим лицом в фильме Кристофера Нолана "Бэтмен: Начало".

Если вы собрались на "Бэтмена: Начало", чтобы полюбоваться на спецэффекты, то первый час свободно можете протусоваться в буфете. Все самое интересное - как-то драки, погони, прыжки Бэт-мобиля по крышам небоскребов, крушение поезда, летящего сквозь Готэм-Сити, а также поцелуй Бэтмена и его девушки - происходит во второй половине фильма. А первый час - это вообще не комикс, а психологическая драма с элементами мистики.

Словно забыв, что "Бэтмен" -- это просто сказка, одна из самых страшных и прекрасных сказок XX века, режиссер Кристофер Нолан подходит к ней со всей серьезностью. Как заправский психоаналитик, он укладывает Брюса Уэйна на кушетку и битый час вытаскивает из его подсознания разных монстров, окопавшихся там с детства. Интересно же, в самом деле, как беспечный миллиардер дошел до жизни такой: натянул на себя маску летучей мыши и принялся сигать по крышам с целью восстановить справедливость в насквозь прогнившем Готэм-Сити.

Реализм без берегов - под этим слоганом снят "Бэтмен: Начало". Каждому эпизоду комикса здесь найдено убедительное, но безнадежно приземленное объяснение. В нежном возрасте Брюс Уэйн свалился в колодец, где был изрядно напуган летучими мышами. Повзрослев, он проходит тренинг у главного злодея всех времен и народов Раса Аль-Гула (Кен Ватанабе), который учит его управлять своим страхом, обращая его против врагов. Поэтому, вернувшись в Готэм-Сити, он и сочиняет себе костюм летучей мыши.

Готэм-Сити, такой фантастический и великолепный в фильмах Тима Бертона ("Бэтмен", 1989 и "Бэтмен возвращается", 1992), у Нолана вполне реален. Его трущобы скопированы со старого района Кулун в Гонконге, а небоскребы - с чикагских небоскребов. Беды, подстерегающие горожан, словно списаны с учебника по американской истории. Сначала в Готэм-Сити была Великая депрессия, а потом пришла мафия, наводнила город наркотиками и подмяла под себя все ветви власти.

В общем, Нолан сделал сказку былью. Его Бэтмен (Кристиан Бейл) - это совершенно обычный человек. Он не слишком хорошо дерется, не всегда удачно прыгает, у него куча тараканов (или летучих мышей?) в голове. Никаких фантастических приспособлений у него нет. Даже его Бэт-мобиль, вместо того, чтобы летать или плавать, ездит себе спокойно, не превышая скорость в 120 км./ч.

Амбиции режиссера вполне понятны. 35-летний Кристофер Нолан рано заставил говорить о себе, сняв на редкость изобретательную картину "Помни" и недооцененную критиками "Бессонницу". Он еще не продался с потрохами индустрии развлечений, ему хочется снимать настоящее серьезное кино.

Как ни странно, иногда ему это удается даже в "Бэтмене". Мистические странствия героя в поисках истины, которые, как это модно в современном кино, приводят его в Китай, сняты вдохновенно. Философские диалоги по-настоящему интересны. Сцены обучения Брюса Уэйна в Китае не уступают сценам тренировки Невесты (Умы Турман) у китайского гуру в "Убить Билла-2" Квентина Тарантино. Но все-таки всерьез исследовать психологию героя комикса - это все равно, что подвергать психоанализу Серого Волка, чтобы выяснить, какая детская травма заставила его съесть Бабушку, а потом улечься в кровать в ее рубашке.

Виктория Никифорова