В конце фестиваля «Лики любви» нам показали
«Красоту по-американски», и стало понятно, что с
Голливудом творится что-то не то. Он выскальзывает из прежних мифов, как змея
из старой кожи. На фабрике грез весь последний год производят совсем другую
продукцию, и потрясенный зритель хлопает глазами, не зная, как увязать
скандальные, нарушающие все приличия, выходящие за все рамки ленты с привычным
образом большого американского кино.
В
самом деле, что для нас Голливуд? Патентованные
красавцы и лоснящиеся от самодовольства кроасавицы,
пафосные панорамы по скоплению небоскребов или Гранд Каньону, вдохновенно-слащавый саунд-трек и
соответствующие сюжеты. Что-нибудь там про судьбу планеты, которую спасают
простые белозубые парни. Или там про смертельную болезнь, которая не мешает умирающему проявить себя с лучшей стороны. Или – струнные
жалобно стонут, осветители надевают на софиты голубой фильтр – про любовь,
внезапно настигшую парочку старых холостяков и заставившую их свить семейное
гнездышко. Тонны пафоса, реки умильных слез, штабеля штампованных американских
идеек вроде политкорректности, гуманизма с человеческим лицом и – самое главное -- семейного счастья,
«Красота
по-американски» разделывается как раз с семейными ценностями. Сценарист Алан Болл с вдохновенным садизмом расчленил преуспевающую ячейку
общества, выпотрошил души своих героев и разложил перед нашими глазами
симпатичный натюрморт их комплексов, фобий и неврозов, обильно сдобренных острой
взаимной ненавистью. Театральный режиссер Сэм Мендес,
дебютировавший в кино, долго, репетировал по Станиславскому язвительные диалоги
и добился от актеров фантастических результатов. Они играют почти как на сцене
– отчетливо, суховато, с чуть искусственной яркостью, предельно точно отражая
на тренированных лицах все нюансы переживаний героев. Аннет Бенинг
в роли матери семейства затмит любую Аркадину Вест-Энда. Кевин Спейси (ее муж) изображает преображение своего героя с
таким размахом, словно это не провинциальный клерк, а принц Гамлет в
новаторской постановке Шекспира. Сценарий густо нашпигован отсылками и к Барду,
и к Чехову, и к Теннесси Уильямсу, так что под конец
даже натуральные улицы заштатного городка начинают выглядеть театральной деокрацией. Только задень этот коттедж, и он опрокинется
навзничь или уедет за кулисы. А за кулисами сидит Сэм Мендес
и дергает за веревочки своих героев-марионеток.
В
чем суть марионеточных страстей? Даже и рассказывать неловко. Папаша влюбился в
одноклассницу своей дочери, типичную american beauty, американскую красотку и решил стать другим человеком. Бросил работу,
предварительно послав босса на четыре американских буквы, начал бегать трусцой
и курить траву, устроился в Макдональдс, сменял
новенький Форд на старинный Понтиак. И это все? – спросите вы. Ну почти все, такой бунт по-американски. Но жену его,
улыбчивую стерву, это привело в неподдельный ужас, она
заметалась и бросилась в объятия преуспевающего риэлтера. После многих лет
воздержания – с мужем они давно уже и думать забыли про секс – ей понравилось
делать глупости. Их дочка, ошалевшая от родительской
прыти, решила сбежать из дома с соседом. Сосед оказался тоже тот еще парень.
Только что вышедший из психушки, он подрабатывает
сбытом наркотиков и тщетно пытается убедить своего папашу, отставного
полковника, что он не педик. В финале
педиком оказывается сам папаша. Ну и так далее. Два
часа подряд члены образцовых американских семейств бранятся,
лгут и мастурбируют. Все это было бы грустно, если бы не было так гомерически смешно.
Конечно,
«Красота по-американски» не первый фильм в таком роде. Такие камерные ленты из
года в год поставляются фестивалем «Санденс»,
собирающим молодых амбициозных режиссеров и воспитывающем
их в ненависти к официальной штатовской идеологии.
Они безжалостно остроумны, отлично разыграны, сделаны за копейки и невероятно
пессимистичны – такой пессимизм знаком только подростку, проснувшемуся
промозглым осенним утром и убедившемуся перед зеркалом, что проклятый Клирасил так и не помог. Санденс-кино
и считалось всегда подростковой забавой. Лауреаты фестиваля стремились
пристроиться к крупным кинокомпаниям и, пройдя там
положенный искус, смирно вплывали в традиционный мейнстрим.
Но
«Красота…» снята на огромной студии «Дримуоркс»,
принадлежащей Спилбергу и специализирующейся на семейном кино и сказках со
спецэффектами. Ее бюджет составляет 15 миллионов долларов. По модели она очень
похожа, например, на «Счастье» Тодда Солонца, которое
мы с упоением смотрели на последнем московском кинофестивале. Но метод, которым
она сделана, выдает щедрый и размашистый стиль большого голливудского кино. Да
и ее кассовые сборы достойны любого нормального хита, вроде «Бэйба» или «Армагеддона». Стиль, считавшийся авангардным,
стал последним писком моды в Голливуде. Все-таки, страшно широк нынешний мейнстрим.
Та
же парадоксальная история произошла с недавним лидером американского проката –
«Бойцовским клубом» Дэвида Финчера. Черная, "бесчеловечная",
"безбожная", как клеймили ее критики, картина была сработана
под патронажем респектабельнейшей студии «20й век
Фокс» за 60 миллионов долларов. Финчер, как и Мендес, снял свой фильм про рассерженных
яппи, однако его герои куда круче расправились с
существующим миропорядком. Взяли и взорвали офисы кредитных компаний, надеясь,
таким образом, разрушить финансовую систему мира и вернуть планету в
первобытное состояние. Но и анархичный «Бойцовский клуб» и
саркастичная «Красота по-американски» настояны на обжигающей ненависти
обеспеченного человека к миру.
Люмпен
привык ненавидеть эту жизнь – она каждый день отнимает у него все, ничего не
давая взамен. Буржуй переживает приступ ненависти как ослепляющую вспышку. В
какой-то момент он понимает, что его так называемое счастье, которое он таким
трудом сколачивал, просто пустышка, дурацкий обман,
повязавший его по рукам и ногам. В такую минуту яппи
искренне завидует бомжу – свободному и от «счастья», и от тех бесчисленных
обязательств, которые оно накладывает на своего раба. Кажется, именно такую
минуту переживает сейчас процветающее большинство в Штатах.
По последним фильмам, выпущенных на главных студиях Голливуда, уже
можно прослеживать извилистые пути подсознания американских яппи. «Бойцовский клуб» и
«Красота по-американски» многим отличаются друг от друга, но в обоих фильмах
есть практически одинаковая сцена увольнения. Герой приходит к своему
начальнику, высказывает ему все, до последней капельки, что он о нем думает,
ругается по матери, отводит душу. Натурально, начальник указывает ему на дверь.
«Не-е-ет, -- отвечает герой.
– Так ты от меня не отделаешься. Завтра же все газеты напишут о том, что
творится в твоей фирме. (Тут следует долгий перечень безобразий). Что, не
хочешь? Тогда выкладывай мой годовой оклад плюс подъемные и командировочные.» В
следующем кадре герой шествует по коридору,
отягощенный чеками на крупную сумму и отличными рекомендациями. Торжествующая
улыбка змеится по его невыразительному лицу. Ошарашенные
коллеги завистливо косятся на героя. Зал в восторге аплодирует.
Вот
такой революционный продукт вырабатывается сегодня на фабрике грез. Даже
странно. Словно пришел на фабрику детского питания, а она сменила профиль и
теперь выпускает презервативы.
Ширли
МакМырли