Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

Бедное богатое кино

В киномире правит нищета. Никому не известные актеры в главных ролях, кое-как, с трясущихся рук снятые эпизоды, корявые монтажные стыки. Студенческое кино дожило до всемирного признания. То ли датские проповедники «Догмы» – концептуальных малобюджеток – произвели такое впечатление на боссов кинобизнеса. То ли количество любительских съемок перешло в качество и теперь домашнее видео станет идеалом для всех профессиональных киношников. В любом случае, бедное кино стремительно, неприлично богатеет.

На последнем фестивале молодого и независимого кино «Санденс» дебютная лента Эдуардо Санчеса и Дэниэла Майрика была приобретена акулой шоу-бизнеса студией «Артизан Ентертейнмент». Затраты на производство "Ведьмы из Блэр» составили 40 тысяч долларов – все, что накопили авторы, подрабатывая грузчиками и фотографами. На рекламу у студии ушло 15 миллионов. Сбор в кинопрокате давно перевалил за 100 миллионов. Эти несуразные цифры сулят темное будущее важнейшему из искусств.

Олигархи кинобизнеса начали игру на понижение. Разгорается капиталистическое соревнование за самый мизерный бюджет. Теперь «Титаники» будут тонуть по-настоящему: реализм без берегов – вот лозунг нового кино. На съемках "Ведьма из Блэр» исполнителей завели в лес и оставили их там одних, как Гензеля и Гретель. Целую неделю они бродили по лесу, снимая на пленку все, что видели, пока, изможденные, не добрались до заброшенного дома. Там съемочная группа подготовила такие ужасы, что бедные актеры перепугались всерьез и визжали по-настоящему. За время, проведенное в лесу, они исхудали и озлобились – их паек уменьшался изо дня в день. «Благодаря полному моральному и физическому истощению, они сумели совершенно аутентично передать чувство страха -- с удовлетворением замечает режиссер.

Ну что, вы понимаете, как будет выглядеть фабрика грез несколько лет спустя? Артистов морят голодом, режиссер отказывается от гонорара в пользу беженцев из Косово, оператор работает на общественных началах. Согласно этой логике, хитом будущего года должны стать съемки лос-анджелесского бомжа на тему «Как я провел лето». Бомжа подберет «Парамаунт Пикчерз», помоет его, снабдит видеокамерой и пустит в рейд по помойкам, где беднягу в конце концов загрызут специально обученные крысы.

Можно понять радость авторов "Ведьмы из Блэр». Однако их милый студенческий фильм достаточно дорого платит за невероятные кассовые сборы. В нем не остается ничего от фестивальной ауры, от атмосферы маленьких просмотровых залов, густо насыщенной марихуаной, от тусовочных слухов, сплетен и восторгов. Кинопрокат вообще невыгоден для "Ведьмы". Все видевшие фильм на видео вспоминают, что тряслись от страха и звали маму в темноте. Но в полном зале мучения героев выглядят забавными – и только.

«Ведьма…» снималась для интеллигентных подростков, сутками просиживающих в Интернете и рассказывающих у бойскаутских костров байки типа «И вот пришла Черная Рука и схватила мальчика за… горло!» Поначалу предполагалось, что аудитория фильма будет примерно такой же, как и число посетителей сайта www.blairwitch.com – несколько тысяч человек. Но вот пришла «Артизан Ентертейнмент» и объявила моду на бедность.

«Ведьма из Блэр» – хороший фильм, образцовая курсовая с этого света. Но в мире больших денег и большого кино она смотрится так же нелепо, как матрос Вакулинчук на палубе «Титаника».

Виктория Никифорова