Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"Ходячий замок"

Куда идет "Ходячий замок"

Новый мультфильм Хаяо Миядзаки ярче, чем наркотический трип, страшнее, чем кошмарный сон, волшебнее, чем лучшая сказка. Ради этого "Ходячему замку Хоула" можно простить мелкие недочеты.

Американские критики - а "Ходячий замок Хоула" уже вышел в США-- утверждают, что мультфильм Миядзаки понравится только фанатам японских аниме. Это все равно, что сказать, будто роман "Преступление и наказание" понравится только поклонникам детективов.

На самом деле, работы японского мэтра не вписываются ни в какие рамки. "Принцесса Мононоке", "Мой сосед Тоторо" и "Унесенные призраками" созданы в жанре под названием "Миядзаки". Работать в нем умеет только один человек в мире.

В "Ходячем замке Хоула" Миядзаки, как всегда, создает странную вселенную, монтируя ее из совершенно несовместимых образов. С одной стороны, это идиллическая Англия 19-го века, где по зеленым лужайкам бегает кэролловский белый кролик, озабоченно поглядывая на часы. И вместе с тем эти пейзажи жутковаты, словно лес в сказке братьев Гримм: того гляди, в чаще откроется просвет, а в нем покажется пряничный домик, в котором живет злая ведьма, питающаяся маленькими детьми. В этом мирке бушует война и, когда спускается ночь, над крышами пролетают железные птицы, роняя на землю перья-стрелы.

А уж когда дело доходит до героев, фантазия Миядзаки просто не знает предела. Главная героиня, 18-летняя Софи, в самом начале превращается в дряхлую старуху. Ее возлюбленный - волшебник Хоул - по ночам мутирует в огромную птицу. Злобная толстая старуха-колдунья, словно сошедшая с рисунка Тулуз-Лотрека, впадает в детство и становится похожей на заспиртованного эмбриона из питерской Кунсткамеры. А трепетный огонек, живущий в камине Ходячего замка, уморительно бранится с обитателями замка и с аппетитом пожирает брошенные ему щепки.

Но самый колоритный герой мультфильма - его величество Ходячий замок, собственной персоной. Это уморительный персонаж, наскоро составленный из средневекового замка, печки-буржуйки, старинного корабля, самолета-"этажерки" и избушки на курьих ножках. Поскрипывающий, постанывающий, покряхтывающий, словно вот-вот развалится на ходу, он тем не менее бодро шагает к хэппи-энду, не подозревая, какую судьбу уготовал ему в финале режиссер.

"Ходячий замок Хоула" -- первый фильм Миядзаки, где так много ужасов войны, где вода в реках становится кровью, а с небес летит губительное пламя. Сюрреалистические картины битв и разрушений нарисованы им с таким совершенством, что не верится, будто такую великую, разрушительную схватку могут остановить плаксивая птица-Хоул и робкая девушка-старушка Софи. Мирная развязка этой вселенской бойни выглядит надуманно - словно режиссер в последний момент решил взять себя в руки, не поддаваться унынию и состряпать хэппи-энд.

Но любые неувязки и очевидная затянутость "Замка" только оттеняют неподражаемое совершенство киноживописи Миядзаки. Эти виртуозно прорисованные кадры, каждый из которых - полноценная картина, этот утонченный колорит, это ювелирное изящество деталей, -- где еще в современном кино найдешь такое великолепие? Настоящее пиршество для взгляда, -- вот что такое "Ходячий замок Хоула". Наслаждаться им стоит только на большом экране. Виктория Никифорова





Друг детей. Фанатичный трудоголик, режиссер Хаяо Миядзаки, едва основав свою Studio Ghibli, просиживал в ней, рисуя мультфильмы, с 9 утра до 4-х ночи, без выходных. Сейчас 64-хлетний патриарх японского кино слегка сдал: он уходит со студии в полночь. Но и этого времени ему хватает, чтобы от руки, практически не пользуясь компьютерными технологиями, при помощи горстки верных соратников, рисовать свои великие мультфильмы. Они идут от полутора до двух часов, и при этом каждый кадр является полноценной картиной, которую можно распечатать, повесить на стенке и любоваться ею всю жизнь. Хаяо Миядзаки ненавидит мультфильмы Диснея, на которых выросла вся японская анимация, виртуальный мир, компьютеры, засилие масс-медиа, шоу-бизнес и утверждает, что дети должны смотреть один фильм в год. Он любит самолеты (его отец владел заводом, где изготавливали запчасти для самолетов), свою работу, традиционные японские сады, английскую литературу и русскую мультипликацию. Его мультфильмы - величайшее из того, что производится сегодня в мировом кино.