Американские критики - а "Ходячий замок Хоула" уже вышел в США-- утверждают, что мультфильм Миядзаки понравится только фанатам японских аниме. Это все равно, что сказать, будто роман "Преступление и наказание" понравится только поклонникам детективов.
На самом деле, работы японского мэтра не вписываются ни в какие рамки. "Принцесса Мононоке", "Мой сосед Тоторо" и "Унесенные призраками" созданы в жанре под названием "Миядзаки". Работать в нем умеет только один человек в мире.
В "Ходячем замке Хоула" Миядзаки, как всегда, создает странную вселенную, монтируя ее из совершенно несовместимых образов. С одной стороны, это идиллическая Англия 19-го века, где по зеленым лужайкам бегает кэролловский белый кролик, озабоченно поглядывая на часы. И вместе с тем эти пейзажи жутковаты, словно лес в сказке братьев Гримм: того гляди, в чаще откроется просвет, а в нем покажется пряничный домик, в котором живет злая ведьма, питающаяся маленькими детьми. В этом мирке бушует война и, когда спускается ночь, над крышами пролетают железные птицы, роняя на землю перья-стрелы.
А уж когда дело доходит до героев, фантазия Миядзаки просто не знает предела. Главная героиня, 18-летняя Софи, в самом начале превращается в дряхлую старуху. Ее возлюбленный - волшебник Хоул - по ночам мутирует в огромную птицу. Злобная толстая старуха-колдунья, словно сошедшая с рисунка Тулуз-Лотрека, впадает в детство и становится похожей на заспиртованного эмбриона из питерской Кунсткамеры. А трепетный огонек, живущий в камине Ходячего замка, уморительно бранится с обитателями замка и с аппетитом пожирает брошенные ему щепки.
Но самый колоритный герой мультфильма - его величество Ходячий замок, собственной персоной. Это уморительный персонаж, наскоро составленный из средневекового замка, печки-буржуйки, старинного корабля, самолета-"этажерки" и избушки на курьих ножках. Поскрипывающий, постанывающий, покряхтывающий, словно вот-вот развалится на ходу, он тем не менее бодро шагает к хэппи-энду, не подозревая, какую судьбу уготовал ему в финале режиссер.
"Ходячий замок Хоула" -- первый фильм Миядзаки, где так много ужасов войны, где вода в реках становится кровью, а с небес летит губительное пламя. Сюрреалистические картины битв и разрушений нарисованы им с таким совершенством, что не верится, будто такую великую, разрушительную схватку могут остановить плаксивая птица-Хоул и робкая девушка-старушка Софи. Мирная развязка этой вселенской бойни выглядит надуманно - словно режиссер в последний момент решил взять себя в руки, не поддаваться унынию и состряпать хэппи-энд.
Но любые неувязки и очевидная затянутость "Замка" только оттеняют неподражаемое совершенство киноживописи Миядзаки. Эти виртуозно прорисованные кадры, каждый из которых - полноценная картина, этот утонченный колорит, это ювелирное изящество деталей, -- где еще в современном кино найдешь такое великолепие? Настоящее пиршество для взгляда, -- вот что такое "Ходячий замок Хоула". Наслаждаться им стоит только на большом экране.
Виктория Никифорова
| |
Друг детей. Фанатичный трудоголик, режиссер Хаяо Миядзаки, едва основав свою Studio Ghibli, просиживал в ней, рисуя мультфильмы, с 9 утра до 4-х ночи, без выходных. Сейчас 64-хлетний патриарх японского кино слегка сдал: он уходит со студии в полночь. Но и этого времени ему хватает, чтобы от руки, практически не пользуясь компьютерными технологиями, при помощи горстки верных соратников, рисовать свои великие мультфильмы. Они идут от полутора до двух часов, и при этом каждый кадр является полноценной картиной, которую можно распечатать, повесить на стенке и любоваться ею всю жизнь. Хаяо Миядзаки ненавидит мультфильмы Диснея, на которых выросла вся японская анимация, виртуальный мир, компьютеры, засилие масс-медиа, шоу-бизнес и утверждает, что дети должны смотреть один фильм в год. Он любит самолеты (его отец владел заводом, где изготавливали запчасти для самолетов), свою работу, традиционные японские сады, английскую литературу и русскую мультипликацию. Его мультфильмы - величайшее из того, что производится сегодня в мировом кино.
|