Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

«Грязные прелести»

Почки-лавочки

Автор садистского шедевра «Опасные связи» и нескольких мелодрам из жизни маргиналов, английский как-бы-классик Стивен Фрирз снял новый фильм о жизни на дне жизни. «Грязные прелести» -- это путеводитель по злачным местам Лондона, экзотический тур для эстетов, которые притон предпочтут Трафальгарской площади, а морг – мосту Ватерлоо.

Центром разнообразных криминальных деяний в «Прелестях» стал отель – почти такой же загадочный, как недавно вышедший «Отель» другого британца, Майка Фиггиса. Если у Фиггиса постояльцы отеля ужинают человеческими внутренностями, то у Фрирза туалет в номере забивает пакетик с человеческим сердцем. С этим сердцем герой начинает, словно Данко, носиться по всей гостинице. Однако хозяин советует ему помалкивать и не высовываться.

Дело в том, что хозяин гостиницы в злодейски элегантном исполнении Серхио Лопеса, «Гарри, друга, который желает вам добра», промышляет нестандартным малым бизнесом. В его отеле беспаспортным иммигрантам вырезают почки и продают их нуждающимся. Хозяин почки получает синекожую паспортину, хозяин гостиницы – десять тысяч фунтов, а безнадежно больные – исцеление.

Такой расклад устраивает всех, но только не правдолюба Окве – иммигранта, шофера, портье в нехорошей гостинице и просто хорошего человека. Гражданское чувство не дает ему спать – Окве жует специальную траву, чтобы бодрствовать круглые сутки, работает на нескольких работах сразу и ломает голову над тем, как бы разоблачить своего преступного работодателя. А коварный хозяин тем временем вызнает, что не в меру любопытный портье – врач по профессии, и пытается вовлечь его в свои грязные делишки. Действие достигает шекспировского накала, когда сдавать свою почку приходит роковая турчанка, в которую влюблен Окве. Утирая слезы и еле сдерживая непрофессиональную дрожь пальцев, герой готовится распотрошить любимую прямо в гостиничном люксе, под присмотром циника-хозяина.

Диссидента Окве играет чернокожий актер Чиветель Эджиофор, общей интеллигентностью, бесхребетностью и улыбкой очень похожий на Андрея Мягкова в «Иронии судьбы». Роль решительной турчанки, почти такой же волевой, как Барбара Брыльска, выбила у Фрирза Одри Тоту. Вечная «Амели» стерла краску с глаз и оказалась немолодой, некрасивой и мрачной женщиной. Когда герои наперебой домогаются с ней секса и расхваливают ее красоту, выглядит это странно. Впрочем, сам Окве так и не рискует заняться с ней любовью. Видно, неспроста.

Поклонники «Опасных связей» могут отдыхать. Никакой эротики в «Грязных прелестях» нет и в помине. Редкие половые акты сняты с медицинской беспристрастностью. Диалоги не отличаются остроумием: сценарист «Прелестей» Стивен Найт несколько проигрывает Шодерло де Лакло. Актерская работа могла бы быть вполне качественной – мистер Эджиофор играет лицом очень разнообразно и тонко – но полному перевоплощению артистов помешал сценарный прокол.

Главная ошибка авторов в том, что их фильм начинается как жесткий натуралистический триллер, а заканчивается, как совершенно условный черный фарс. За четверть часа до финала главный герой переживает мутацию необъяснимую. Решившись на самодеятельное хирургическое вмешательство, этот добрый африканский Айболит превращается в сущего Бармалея. Выйдя на оперативный простор, чудо-доктор кидает хозяина гостиницы с такой жестокостью, что куда там отпетым мафиози. Вся поэзия тонких чувств и непонятой добродетели летит к чертям, положительные герои начинают злодействовать и веселиться, словно тарантиновские ухари, артисты, сами себе не веря, пытаются переключить регистр. А зритель томится, недоумевает и ищет взглядом в темноте зеленую табличку «Выход».

Виктория Никифорова