Автор садистского шедевра «Опасные связи» и нескольких
мелодрам из жизни маргиналов, английский как-бы-классик Стивен Фрирз снял новый
фильм о жизни на дне жизни. «Грязные прелести» -- это
путеводитель по злачным местам Лондона, экзотический тур для эстетов, которые
притон предпочтут Трафальгарской площади, а морг – мосту Ватерлоо.
Центром разнообразных криминальных деяний в «Прелестях» стал
отель – почти такой же загадочный, как недавно вышедший «Отель» другого
британца, Майка Фиггиса. Если у Фиггиса постояльцы отеля ужинают человеческими
внутренностями, то у Фрирза туалет в номере забивает пакетик с человеческим
сердцем. С этим сердцем герой начинает, словно Данко, носиться по всей
гостинице. Однако хозяин советует ему помалкивать и не высовываться.
Дело в том, что хозяин гостиницы в злодейски элегантном
исполнении Серхио Лопеса, «Гарри, друга, который желает вам добра», промышляет нестандартным малым бизнесом. В его отеле
беспаспортным иммигрантам вырезают почки и продают их нуждающимся. Хозяин почки
получает синекожую паспортину, хозяин гостиницы – десять тысяч фунтов, а
безнадежно больные – исцеление.
Такой расклад устраивает всех, но только не правдолюба Окве
– иммигранта, шофера, портье в нехорошей гостинице и просто хорошего человека. Гражданское
чувство не дает ему спать – Окве жует специальную траву, чтобы бодрствовать
круглые сутки, работает на нескольких работах сразу и ломает голову над тем,
как бы разоблачить своего преступного работодателя. А коварный хозяин тем
временем вызнает, что не в меру любопытный портье – врач по профессии, и
пытается вовлечь его в свои грязные делишки. Действие
достигает шекспировского накала, когда сдавать свою почку приходит роковая
турчанка, в которую влюблен Окве. Утирая слезы и еле
сдерживая непрофессиональную дрожь пальцев, герой готовится распотрошить
любимую прямо в гостиничном люксе, под присмотром циника-хозяина.
Диссидента Окве играет чернокожий актер Чиветель Эджиофор,
общей интеллигентностью, бесхребетностью и улыбкой очень похожий на Андрея
Мягкова в «Иронии судьбы». Роль решительной турчанки, почти такой же волевой,
как Барбара Брыльска, выбила у Фрирза Одри Тоту. Вечная «Амели» стерла краску с
глаз и оказалась немолодой, некрасивой и мрачной женщиной. Когда герои
наперебой домогаются с ней секса и расхваливают ее красоту, выглядит это
странно. Впрочем, сам Окве так и не рискует заняться с ней любовью. Видно,
неспроста.
Поклонники «Опасных связей» могут отдыхать. Никакой эротики в
«Грязных прелестях» нет и в помине. Редкие половые акты сняты с медицинской
беспристрастностью. Диалоги не отличаются остроумием: сценарист «Прелестей»
Стивен Найт несколько проигрывает Шодерло де Лакло. Актерская работа могла бы
быть вполне качественной – мистер Эджиофор играет лицом очень разнообразно и
тонко – но полному перевоплощению артистов помешал сценарный прокол.
Главная ошибка авторов в том, что их фильм начинается как
жесткий натуралистический триллер, а заканчивается, как совершенно условный
черный фарс. За четверть часа до финала главный герой переживает мутацию
необъяснимую. Решившись на самодеятельное хирургическое вмешательство, этот
добрый африканский Айболит превращается в сущего
Бармалея. Выйдя на оперативный простор, чудо-доктор кидает хозяина гостиницы с
такой жестокостью, что куда там отпетым мафиози. Вся поэзия тонких чувств и
непонятой добродетели летит к чертям, положительные герои начинают
злодействовать и веселиться, словно тарантиновские ухари, артисты, сами себе не
веря, пытаются переключить регистр. А зритель томится, недоумевает и ищет
взглядом в темноте зеленую табличку «Выход».
Виктория
Никифорова