Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"9 рота"

Кому нужна победа

Горящие самолеты, взрывающиеся деревни, танковые колонны, бегущая в атаку массовка, -- Федор Бондарчук за ценой не постоял. Без сомнения, его "9 рота" вернет эти деньги в прокате.

Бондарчук умер, да здравствует Бондарчук. Есть еще кому послать артистов с гранатой под танк, есть кому устроить Курскую дугу на съемочной площадке, есть кому снять нормальное военное кино. "9 рота" очень качественный образец мейнстрима. У Бондарчука-младшего, конечно, нет амбиций Копполы или Кубрика. Он не задавался целью снять философскую поэму вроде "Апокалипсиса сегодня" или философскую сатиру вроде "Цельнометаллического жилета". Он не рискнул даже потягаться с новаторским видеорядом Стивена Спилберга в "Спасении рядового Райана". Он просто выпустил добротный, профессиональный, надежно сработанный фильм, поровну смешав голливудские ноу-хау и традиции советского кино.

9 рота действительно воевала в Афганистане. В 1988 году она защищала высоту 3234 в ходе операции "Магистраль". Этот трехдневный кровавый бой - кульминация фильма. А его предистория -- рассказ о буднях молодых бойцов. В компании героев - семь человек. Фильм Бондарчука - это история последнего года их жизни: от сборов в военкомате до последнего боя на высоте 3234. Роли десантников разобрали самые популярные молодые актеры - Артур Смольянинов, Алексей Чадов, Артем Михалков. Старослужащих играют отличники актерской подготовки: прапорщик Дыгало - Михаил Пореченков, прапорщик Хохол - сам Бондарчук. Даже в крошечных ролях заняты сплошь звезды.

Правда, как они играют - непонятно. Клип-мейкер Бондарчук режет кадры в мелкую окрошку и изрядно злоупотребляет монтажом крупного и общего плана. То перед нами толпа, снятая с птичьего полета, то чья-то оскаленная физиономия. Этот клип-монтаж мешает актерам и кажется излишне пафосным для банальных бытовых сцен. Но как только начинаются военные действия, он оправдывает себя.

Сцены боя сняты с настоящим драйвом, которого на нашем экране не было, кажется, со времен "Падения Берлина" Чиаурели. Вместе с оператором Максимом Осадчим Бондарчук превратил перестрелки и взрывы, атаки и рукопашные схватки в кровавый балет, которому позавидовал бы Джон Ву.

В плане идеологии, "9 рота" сделана безупречно. Тонкое понимание политической коньюнктуры и умение нравиться широкому зрителю Бондарчук-младший несомненно унаследовал от Бондарчука-старшего. Все акценты расставлены правильно. Ничто не царапнет взгляд, ничто не оскорбит чувств, ничто не разожжет национальной розни. Пацифисты будут смотреть "9 роту" в полной убежденности, что это анти-военный фильм: ведь герой, чудом уцелевший на высоте 3234, так горько рыдает в финале, осознав, что война закончилась, а его подвиг никому не нужен. Милитаристы насладятся кровавой резней в окопах. Ветераны с удовольствием отметят неточности в обмундировании и хронологии. А всем остальным будет просто интересно.

Виктория Никифорова