Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"Турецкий гамбит"

Как сыграть гамбит?

Смешались в кучу кони, люди, отрезанные головы, шпионские интриги, компьютерные спецэффекты, мелодии Горана Бреговича. Фильм Джаника Файзиева "Турецкий гамбит" настоящий шквал аттракционов.

Рядом с неспешной прозой Б.Акунина фильм по его сценарию смотрится словно скоростной экспресс рядом со старинным паровозом. Действие летит на всех парах. Чудовищные интриги сплетаются как змеи. Диалоги коротки и изысканностью не отличаются. Герои то и дело норовят подстрелить друг друга из винтовки, смазать врага по морде, устроить штурм или засаду. Монтажные ножницы щелкают вовсю. Зритель успевает только ахать, охать, крякать, хихикать, -- но не думать.

Модернизацию романа "Турецкий гамбит", действие которого происходит на фронтах русско-турецкой войны 1887 года, его автор осуществлял самостоятельно. Для поклонников прозы Бориса Акунина здесь припасено немало сюрпризов. В финале им грозит сердечный приступ - настолько решительно и неожиданно романист переписал собственный сюжет.

Но еще активнее поработал с акунинской прозой режиссер. Джаник Файзиев сделал карьеру как постановщик рекламных роликов. В последние годы он ставил для ОРТ "Старые песни о главном-2" и "Властелин вкуса". По инерции, он и первый свой полнометражный кинофильм делает, как теле-шоу.

Властелин киновкуса, Файзиев отбирает самые сочные крупные планы и эффектные ракурсы, мелко-мелко их шинкует на монтажном столе и подает, сбрызнув мелодиями модного композитора Горана Бреговича. В результате, фильм выглядит как серия рекламных роликов. Некоторые из них сняты безупречно. Жуткая сцена неудачного штурма Плевны не уступает батальным эпизодам "Долгой помолвки" Жан-Пьера Жене. Смешно поставлена дуэль - бенефис актера Александра Лыкова. Но в перерывах между этими аттракционами мы испытываем ту же скуку, что и люди на американских горках, когда вагончик, съехав вниз, медленно карабкается на новую горку.

Егор Бероев в роли Фандорина даже не пытается сыграть интеллект своего героя. Процесс дедукции демонстрируется на экране с помощью одного спецэффекта: сначала камера летит по серым туннелям, символизирующим, вероятно, мозговые извилины, а потом экран заливает свет - так на сыщика нисходит озарение. Но главной краской в характере этого Фандорина стала гуманность.

Герой Бероева, ищущий шпионов на фронтах русско-турецкой войны, сталкивается с множеством врагов. Здесь и турецкие диверсанты, и собственные разгильдяи-гомосексуалисты, и предатели, и шпионы. Но самой страшной угрозой для российской безопасности, становится беззащитная барышня, помощница Фандорина Варя Суворова (Ольга Красько). Красотка, пробравшаяся в русский лагерь под Плевной, чтобы повидаться со своим женихом, за два часа экранного времени успевает, сама не желая того, так навредить России, как не смог бы и главный злодей фильма, загадочный Анвар-эфенди. Бедный Фандорин терпеливо сносит все ее безумные выходкит и еще успевает охотиться за Анваром. Жалость к сыщику-гуманисту - главная эмоция, которую удается пробудить у зрителей авторам фильма.

Виктория Никифорова