|
"Гамлет"
Шекспир в стиле ампир
Не хочется уже входить в неприлично роскошный
дворец, способный свести с ума впечатлительного Людвига Баварского,
-- но именно там заключил Кеннет Брана шекспировских героев. Не
хочется скользить вместе с ними по сияющему паркету, глядясь в
раззолоченные зеркала и изнемогая от казенной пошлости ампира, -- но
именно в этих интерьерах произносятся хрестоматийные монологи.
Антураж празднует победу над текстом.
Грубая логика кинематографа -- картинок должно быть много и поярче
-- торжествует над сценической поэзией, меняя словесные перлы на
слащавые кадры. Чудесные в своей необязательности риторические
выкрутасы теряют райский блеск, потому что Брана с настойчивостью
начинающего -- кажется, эта неуклюжая повадка так и не оставит его,
сними он хоть полсотни фильмов, -- тщится каждую метафору
реализовать на экране.
В результате на белой простыне нам
предстают и папаша Фортинбраса, и какая-то фрейлина при нем, и
собачонка при фрейлине, словом, все те призраки, что танцевали на
полях шекспировского воображения, пока он гнал свой текст к
гибельному концу. Отличайся эти иллюстрации к "Гамлету" хоть
каким-то визуальным своеобразием, и самым яростным фанатам
Мельпомены пришлось бы стушеваться перед нахальной десятой музой.
Однако они на диво невыразительны -- просто академическая
киноживопись, сухая и безжизненная.
Сполохи шекспировских метафор сменяются
тщательно раскрашенными иллюстрациями к хрестоматийному сюжету.
Любой монолог норовит превратиться в наглядное пособие. Глаз,
утомленный обилием действующих лиц и разнообразием интерьеров,
замыливается так, что уже не отличает Гекубу от Гертруды.
Воображение безмолвствует. Получившееся действо занудно, как
многостраничный фрейдовский комментарий к еврейскому анекдоту.
Понятно, что знаменитых шекспировских
"характеров" -- фикция, сочиненная романтиками и обеспечившая
почтенную традицию постановки Барда -- в фильме Брана не осталось.
Им просто негде развернуться. Звезды, в изобилии собранные
режиссером, торопятся наиграть лицом, пока не отвернулась
немилосердная камера. Им страшно некогда.
Жерар Депардье играет Рейнальдо -- если
кто не помнит, это слуга Полония, которому велено следить за
Лаэртом, отправившимся в заморский вояж. Шекспир дал ему полдюжины
реплик, из которых самая значительная -- "Совершенно верно." Дама
Джуди Денч, священное чудовище британской сцены, появляется в кадре
на две секунды, чтобы прокричать что-то невнятное в роли страдающей
Гекубы.
Толчея самых дорогих актеров мира на
съемочной площадке приводит на ум недоброй памяти опусы Саша Гитри,
гибельный размах операторской работы напоминает о бондарчуковских
сагах. Торжество красивой посредственности закономерно выражается в
том, что все начинается с "четырех капитанов" и ими же
заканчивается. Массовка здесь главный герой -- напомаженный,
разукрашенный, в аксельбантах, все они красавцы, все они таланты,
все они гамлеты.
Особенно грустно то, что такой "Гамлет" --
простодушный, богатый и правильный -- сам того не зная, работает на
весьма модную в последнее время постструктуралистскую идею, кратко
сформулированную ее создателем Гэри Тэйлором: "Шекспир -- это черная
дыра." Суть ее в следующем: на протяжении последних столетий монстр
по имени Шекспир присваивал все достижения человеческой культуры,
мимикрируя под образ творца, наиболее почитаемый в ту или иную
эпоху, и впитывая в свои жалкие пьесы все богатство культурных
ассоциаций, которыми щедро снабжали его пылкие почитатели -- от Гете
до Питера Брука. Текст "Гамлета" сегодня -- это меланж
художественных приемов и образов, сочиненных в европейском искусстве
с 1616 года. Сквозь легендарные тексты самовыражается время --
создатель же этих пьес словно и не причастен к своей посмертной
славе.
Навороченное кино Брана -- печальное
свидетельство того, как трудно прорваться сквозь толщу культуры к
тому сверх-тексту, который является ее основанием. И как приятно
подавать Шекспира через ампир, с детской расточительностью умножая
сущности.
Виктория
Никифорова
|