Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"Пиджак"

Есть ли жизнь после смерти?

Война, амнезия, пытки в психушке - жизнь жестоко расправляется с героем фильма "Пиджак". Единственное спасение для него - самовольные отлучки, только не в пространстве, а во времени.

"Пиджак" звучит хорошо. Но на самом деле, Jacket Джона Мейбери надо переводить как "смирительная рубашка". Герой фильма, американский солдат Джек Старкс (Эдриан Броуди) в процессе восстановления демократии в Ираке получает пулю в голову от малолетнего иракского патриота. Он остается жив, но страдает от жестокой амнезии. Однажды, уже вернувшись в Штаты, он подсаживается в попутную машину. Водитель ни с того ни с сего убивает копа, а Джек аккурат в это время теряет сознание. Очнувшись, он ничего не помнит. Но его уже признали виновным в убийстве копа и отправили в психушку, где ему предстоит пройти все круги ада. Тут-то он и встречает свою подругу - смирительную рубашку.

Все это мы, конечно, где-то уже видели. Врачи-садисты напомнят зрителю о "Полете над гнездом кукушки" с Джеком Николсоном, живописные кошмары ветерана войны - о "Лестнице Иакова" с Тимом Роббинсом, амнезия героя - о великолепном "Помни" Кристофера Нолана. Однако путаные фантазии Старкса, связанного по рукам и ногам, накачанного лекарствами и запертого в ящике морга, смонтированы бойко и вдохновенно. А когда из этих бредовых отрывков начинает складываться история любви и путешествия во времени, Мейбери увлекается сам и увлекает зрителя.

Джон Мейбери, режиссер "Пиджака", куда более известен среди лондонских гомосексуалистов, чем среди американских кинематографистов. Единственным заметным его фильмом стала картина о культовом гей-художнике Фрэнсисе Бэконе "Любовь - это дьявол". Добившись с ней приличного успеха, Мейбери опять кинулся тусоваться и забыл про кино. Но в один прекрасный день ему позвонил Стивен Содерберг. Содерберг, автор самого модного фильма 80-х "Секс, ложь и видео", давно уже снимает коммерческие хиты вроде "Друзей Оушена". Однако в качестве продюсера любит протежировать молодых радикальных постановщиков, словно вспоминает собственную быстро закончившуюся юность. "Пиджак" -- это часть его проекта по привлечению в Голливуд независимых режиссеров.

"Я был выпимши немножко, и когда Содерберг позвонил и представился, решил что это ребята меня разыгрывают, и бросил трубку," -- вспоминал потом Мейбери. Но Содерберг позвонил и на следующий день, и протрезвевший Мейбери согласился взяться за старый, несколько раз перелицованный сценарий Масси Таджедина.

"Пиджак" очень неровный фильм. Эпизоды, словно скопированные из старых дешевых ужастиков, перемежаются умело снятыми и тонко сыгранными сценами. История то тормозит, заставляя зрителя зевать, то совершает неожиданный поворот. Но основная идея - беспомощный, неподвижный, накачанный лекарствами человек, закрыв глаза, вдруг обретает возможность с райской легкостью скользить во времени и пространстве, менять жизнь людей, влюбляться, хорошо жить и красиво умирать - очень удачна и заставляет нас с интересом следить за приключениями путешественника во времени.

Виктория Никифорова