|
"Шоссе в никуда"
Свет в конце шоссе
Раньше, глядя фильмы Линча, мы смеялись от
скуки. На "Шоссе в никуда" мы смеемся от страха. Просто нервы не
выдерживают. Саспенс, словно радиоактивное излучение, пронизывающий
пространство кадра, растягивает губы зрителя в идиотской ухмылке:
матушка, пожалей свое бедное дитятко!
Паузы и ретардации, столь любимые прежним
Линчем, необходимые ему как воздух -- именно в них происходило то
остранение кича, которым он столь усердно занимался, -- в "Шоссе..."
наполняются иным смыслом, иной атмосферой. Вместо того чтобы
дистанцировать нас от происходящего, они безжалостно затягивают
тающего от ужаса зрителя в слепую ночь, объявшую экран. В результате
-- ни одной передышки, где можно было бы спастись от девятого вала
эмоций и привычно поиронизировать над кичевым приемом.
Впрочем, чистый тон, найденный Линчем в
последней картине, обусловлен как раз тем, что привычная ему
рефлексия над границами жанров и стилей, над "высоким" и "низким"
здесь счастливо отсутствует. Такое впечатление, что за семь лет,
бесславно прошедших после его последней картины -- "Диких сердцем",
гуру постмодернизма поработал над собой и втихомолку поменял
эстетические идеалы. Он расслабился и умудрился. Он изжил комплекс
неполноценности, на излете ХХ века преследующий всех без исключения
деятелей авторского кино. И снял очень хороший фильм.
"Шоссе..." поражает прежде всего ясностью
авторской интонации. Самим своим существованием -- дорога, лентой
Мебиуса разворачивающаяся между там и здесь, между фальшивым прошлым
и отложенным будущим; лица, скомканные страхом; тишина, в которую
падают стоны струнных, сочиненные Бадаламенти, -- этот фильм
отменяет противопоставление высокого и низкого искусства, арта и
кича. Отказавшись когда-то, по видимости, от этого надуманного
противоречия, постмодерн в действительности только им и занимался.
Десятилетиями повелитель Твин Пикса и все его продвинутые
соотечественники -- от Коэнов до Феррары -- пытались прорубить
просеку авторского высказывания в темном лесу штампов
третьеразрядной киношки.
Эта закомплексованность постмодерниста,
норовящего скопировать все что попало из масскульта и торопливо
усмехающегося по поводу своих "находок", определила существенную
слабость культовых лент Линча. Король интеллектуальных страшилок, он
всегда готов был предать простодушный саспенс в угоду холодноватой
иронии.
Вероятно, неоклассицистская чистота стиля,
беззастенчивость авторского самовыражения, так приятно поражающие в
"Шоссе...", возникли в творчестве стареющего Линча не без влияния
Тарантино, присвоившего себе все приемы попсовой киношки и не
ставшего выдавать их за "цитаты". Несмотря на всю разницу
эстетического порядка, его фильм демонстрирует ту же характерную
особенность авторской психологии, что и "Бешеные псы": Линч
освободился от "страха влияния", этого пугала проклятых поэтов конца
века. Это позволило ему стереть с лица ироническую ухмылку и до
полной гибели всерьез предаться опьяняюще прекрасным видениям,
навестившим его как-то ночью.
Кадры "Шоссе..." в лучших традициях
минимализма запечатлевают смертоносную красоту простых, не
захватанных взглядом поверхностей. Фасад дома, кричащий в ночи
телефон, крупный план лица, по которому испуг пишет свои
иероглифы... Раньше, одержимый идефикс сделать тупое жанровое кино
(которое у него все равно не получалось), Линч постарался бы как-то
мотивировать невероятные образы, вспыхивающие в его подсознании.
Мотивировки были бы невозможно нелепы, и этот меланж традиционных
жанровых ходов и сюрреалистического видеоряда несомненно порадовал
бы служителей культа по имени "Линч". Сегодня он возводит
непонятность в принцип.
Можно придумать десяток трактовок
"Шоссе..." -- но ни одна из них не откроет замок сюжета, дверь,
ведущую в никуда. Почему Билл Пульман вдруг превращается в Балтазара
Гетти, как Патриция Аркетт воплощает двух женщин одновременно, в
какую сторону течет время и что происходит с этим магическим
пространством?.. Не дает ответа. Это великолепное равнодушие ко
всему, что не имеет отношения к бессвязной игре его фантазии,
позволило Линчу увидеть выход из тупика постмодерна. Возможно,
дверь, найденная им, ведет прямиком в третье тысячелетие.
Виктория
Никифорова
|