Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"Мандерлей"

Кому нужна демократия?

Только не героям нового фильма Ларса фон Триера "Мандерлай". Получив свободу, они начинают красть и убивать. Самый скандальный фильм года ставит под сомнение все либеральные идеи.

Ларс фон Триер не подкачал. Режиссер, которого мы любим за интеллектуальные провокации, выпустил самый радикальный свой фильм. Актеры, прочитав сценарий "Мандерлая", отказывались в нем сниматься. Те, кто все-таки соглашался, увольнялись в разгар съемок. Скандал с убитым перед камерой ослом обошел все мировые СМИ и вынудил режиссера исключить эту сцену из фильма.

"Мандерлай" не получил ни одной награды на Каннском кинофестивале и практически никакой прессы. Журналисты его игнорируют, потому что даже обычный его пересказ выглядит преступлением. Любой эпизод этого фильма - это последовательное, садистское и захватывающее издевательство над нормами свободного общества.

Начинается "Мандерлай" (кстати, переводить его стоило бы "Мэндерли" -- так в русском переводе называется прекрасное поместье в романе Дафны дю Морье "Ребекка", которое имел в виду Триер) там, где заканчивается "Догвилль". Прекрасная Грейс (Брюс Даллас Хоуард) со своим папочкой (злодейски элегантный Уиллем Дефо) едут в большой черной машине на юг США. В одном из старинных аристократических поместий готовятся высечь кнутом негра - ничего особенного, дело житейское. Но Грейс, взволнованная видом несправедливости, а также черной мускулистой мужской спины, так не думает.

При огневой поддержке своих гангстеров она устраивает демократическую революцию на одной, отдельно взятой плантации. Она отменяет рабство, превращает Мандерлай в общину и остается там, чтобы полюбоваться новой жизнью. "Ох, уж эти женщины," -- вздыхает ее нежный папочка и уезжает.

Разумеется, все его прогнозы начинают сбываться очень скоро. Негры оказываются вороватыми, ленивыми, жестокими созданиями. Рабство - продуманной системой хозяйствования. Демократия - фарсом: едва научившись голосовать, экс-рабы постановляют запретить толстому чернокожему весельчаку смеяться после заката. "И это демократия?!" -- спрашивает он обиженно. Единственный ответ ему - хохот и аплодисменты кинозала.

Но особенно веселый балаган Триер устраивает на тему женского равноправия. Независимая, сильная, либерально-демократическая Грейс, в точном соответствии с прогнозами своего папаши, каждую ночь мечтает о гареме, в котором ее, как наложницу, пользуют мускулистые черные мужчины. И когда такой мужчина находится в "Мандерлае", она с наслаждением забывает о равноправии.

"Мандерлай" заметно уступает "Догвиллю" в актерском составе. Но зато он короче и куда веселее. Триер так бесстрашно высмеивает все догмы либерального общества, так последовательно нарушает все табу развитых демократий, что, досмотрев фильм до конца, чувствуешь себя арестантом, внезапно выпущенным на волю. Хорошо, что есть еще человек, рискующий высмеивать "все высокое и прекрасное".

Виктория Никифорова





Тайна фон Триера. До 1991 года странности фон Триера не выходили из разряда традиционных режиссерских чудачеств. Его едва не выгнали из Датской киношколы - за эксцентричность и неприличность его студенческих фильмов. Он устроил страшный скандал на Каннском фестивале, когда его "Европа" уступила главный приз "Бартону Финку" братьев Коэнов. Все это было вполне обычно - как и его фильмы, на редкость красивые, но лишенные внятного "месседжа". Но в 1991 году все изменилось. Его отец умер. Мать - тоже, успев перед смертью сказать ему, что отец ему не родной, что она специально зачала его от известного датского художника, чтобы родить гения. В том же году Триер бросил только что родившую жену и женился на няне их ребенка. А еще он придумал "Догму" -- направление в кино, максимально приближенное к документализму - и начал сочинять невероятные по силе воздействия фильмы. Его "Рассекая волны", "Танцующая во тьме", "Догвилль" -- это пытка для актеров, шок для зрителей и бесценная пища для ума.