|
"Лучше не бывает"
Дальше некуда
Отыграв на своем веку пару дюжин
отрицательных ролей, отработав все варианты "плохого парня",
"хорошего плохого парня" и "злого плохого парня", Николсон сдался на
милость политкорректного общества и получил своего третьего "Оскара"
за самую бесцветную свою роль со времен "Пяти легких пьес".
В ленте "Лучше не бывает" Джеймса Л.
Брукса, который демонстрирует свои неизменные качества -- умение
выжать слезу из публики и неумение сбалансировать сюжет, -- Джек
Неистовый превращается в Джека Смиренного. Он мягко приземляется в
гнездо кукушки, к дому, семье, basic values.
Поначалу его герой наезжает на голубых и
евреев, хамит окружающим и, прильнув к любимой пишмашинке, живо
напоминает героя "Сияния". Однако быстро -- слишком быстро --
выясняется, что его грубость просто психическое заболевание, с
которым он, влюбившись в героиню Хант, начинает упорно бороться. И
все. И пиши пропало. Политически некорректный монстр оказывается
настоящим Форестом Гампом, симпатичным милягой, несущим людям добро.
Николсон по-прежнему норовит по-волчьи скосить глаза из-под
опущенных век и растянуть резиновую ухмылку а-ля Рональд Макдоналд,
но вся лицевая гимнастика пропадает втуне -- не только не устрашает,
но и рассмешить не в силах.
Та же метаморфоза -- только в миниатюре,
учитывая масштаб дарования, -- происходит и с Хелен Хант. Она плавно
планирует от хриплой оторвы к ангелоподобной бедняжке, Козетте
бальзаковского возраста, которую жизнь бьет не щадя, чтобы подарить
ей в финале бедное счастье.
Тут критик, тонущий в потоке добрых
чувств, как заяц, забытый дедом Мазаем, поневоле хватается за вечную
тему -- политкорректность как главный враг искусства. Потому что
сколько ни клейми жестокость, сколько ни склоняй несклоняемую
фамилию Тарантино -- хорошее кино, как и все великое искусство,
неизбежно нуждается в злодействах, предательствах, скелетах в шкафу
и массовых разборках в финале. Именно вопиющая аморалка -- а не
переслащенный компот из взаимопонимания и сочувствия -- учит зрителя
различать добро и зло.
Я не верю, что прирожденные убийцы смотрят
"Бешеных псов" -- "Лучше не бывает" куда больше подходит их простым
душам. Что, собственно, нравственного в том, что счастье проливным
дождем обрушивается в финале на героев Хант и Николсона? Какой тут,
извиняюсь, конфликт, какой выбор? И зачем идти на это кино -- если
только в ближайший выходной ты не порешил из Калашникова всех
соседей по лестничной клетке и теперь тебе нужен отдых и порция
нежности?
Виктория
Никифорова
|