Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"Лучше не бывает"

Дальше некуда

Отыграв на своем веку пару дюжин отрицательных ролей, отработав все варианты "плохого парня", "хорошего плохого парня" и "злого плохого парня", Николсон сдался на милость политкорректного общества и получил своего третьего "Оскара" за самую бесцветную свою роль со времен "Пяти легких пьес". В ленте "Лучше не бывает" Джеймса Л. Брукса, который демонстрирует свои неизменные качества -- умение выжать слезу из публики и неумение сбалансировать сюжет, -- Джек Неистовый превращается в Джека Смиренного. Он мягко приземляется в гнездо кукушки, к дому, семье, basic values.

Поначалу его герой наезжает на голубых и евреев, хамит окружающим и, прильнув к любимой пишмашинке, живо напоминает героя "Сияния". Однако быстро -- слишком быстро -- выясняется, что его грубость просто психическое заболевание, с которым он, влюбившись в героиню Хант, начинает упорно бороться. И все. И пиши пропало. Политически некорректный монстр оказывается настоящим Форестом Гампом, симпатичным милягой, несущим людям добро. Николсон по-прежнему норовит по-волчьи скосить глаза из-под опущенных век и растянуть резиновую ухмылку а-ля Рональд Макдоналд, но вся лицевая гимнастика пропадает втуне -- не только не устрашает, но и рассмешить не в силах.

Та же метаморфоза -- только в миниатюре, учитывая масштаб дарования, -- происходит и с Хелен Хант. Она плавно планирует от хриплой оторвы к ангелоподобной бедняжке, Козетте бальзаковского возраста, которую жизнь бьет не щадя, чтобы подарить ей в финале бедное счастье.

Тут критик, тонущий в потоке добрых чувств, как заяц, забытый дедом Мазаем, поневоле хватается за вечную тему -- политкорректность как главный враг искусства. Потому что сколько ни клейми жестокость, сколько ни склоняй несклоняемую фамилию Тарантино -- хорошее кино, как и все великое искусство, неизбежно нуждается в злодействах, предательствах, скелетах в шкафу и массовых разборках в финале. Именно вопиющая аморалка -- а не переслащенный компот из взаимопонимания и сочувствия -- учит зрителя различать добро и зло.

Я не верю, что прирожденные убийцы смотрят "Бешеных псов" -- "Лучше не бывает" куда больше подходит их простым душам. Что, собственно, нравственного в том, что счастье проливным дождем обрушивается в финале на героев Хант и Николсона? Какой тут, извиняюсь, конфликт, какой выбор? И зачем идти на это кино -- если только в ближайший выходной ты не порешил из Калашникова всех соседей по лестничной клетке и теперь тебе нужен отдых и порция нежности?

Виктория Никифорова