|
«Олигарх»
Березовский предпочитает
блондинок
Режиссер фильма, любимец Канна, Павел Лунгин не устает
повторять, что герой «Олигарха» Платон Маковский -- это
обобщенный образ бизнесмена эпохи первоначального накопления капитала в России
90-х. Он зарабатывает как Абрамович, тратит как Потанин, интригует как
д’Артаньян, любит как Ромео. Это крестный отец, но без его недостатков,
гражданин Кейн – но без его тоски.
В основе «Олигарха» -- роман Юлия
Дубова «Большая пайка», где под прозрачными псевдонимами выведены Борис
Березовский, Бадри Патаркацишвили и прочие сотрудники славной фирмы «Логоваз».
Однако создатели «Олигарха» щепетильно отказались от финансирования,
предложенного героем романа. «Березовский предлагал 70 миллионов долларов на
съемки фильма, но мы отказались, -- говорит продюсер
Сергей Сельянов. – Я и государственный заказ не люблю. А уж снимать кино о
Березовском на деньги Березовского… Это даже не
коммерческий заказ. Это я не знаю что.» В результате
бюджет фильма составил около 5 миллионов долларов.
Однако тень Березовского продолжала маячить за кадром. Его
охранники сыграли охранников Маковского – Лунгин любит приглашать в массовку
реальных людей. Интерьеры «Инфокара» снимались в знаменитом офисе «Логоваза».
Юлий Дубов принимал активное участие в работе над сценарием. «Олигарх» -- фильм про Березовского, тем и интересен. Впервые
отечественный режиссер берется позиционировать реального бизнесмена средствами
важнейшего из искусств.
От тюрьмы да от
сумы
Первым делом, Лунгин, при помощи автора сценария Александра
Бородянского, старательно отмазывает Маковского-Березовского от разных
неприятных статей уголовного кодекса. В одной из самых забавных сцен фильма
Платон объясняет подельникам только что придуманную им схему «мельницы».
Маковский проявляет при этом остап-бендеровское остроумие, а сценаристы –
остап-бендеровское почтение к уголовному кодексу. Читатель «Большой пайки»
прекрасно понимает, что «мельница» мелет государственные деньги, которые
культурно кладут себе в карман доктора наук. Зрителю «Олигарха» это даже в
голову не придет. «А зачем нужно разбираться во всех этих экономических
тонкостях? -- философствует Лунгин. – В «Крестном отце» подробности бизнеса тоже не прописаны. Ну там, «плохие» торгуют наркотиками, «хорошие» не торгуют.
Кому это интересно? Важна психология.»
Психологии в «Олигархе» много. Лунгин демонстрирует редкое
умение снимать динамично, не жертвуя при этом крупными планами и неторопливыми
разговорами, в которых традиционно сильны российские актеры. По ходу фильма
Маковский обильно демонстрирует могучий интеллект, железную хватку, волю к
жизни, бойцовские качества,
гуманизм, и прочие общечеловеческие
ценности. В качестве научного сотрудника он бойко
стучит мелом по доске, в качестве миллионера кутит с цыганами, в качестве
любовника неутомимо затаскивает в койку все новых блондинок.
Добрый юмор также помогает авторам утеплять образ героя.
Несмотря на пафосный зачин – камера торжественно наезжает на верхушку
новорусского небоскреба с огромной надписью «Инфокар» -- «Олигарх»
очень смешной фильм. Бородянский нашпиговал его анекдотами из жизни мэнээсов,
ментов и новых русских. Лунгин со своей любовью к тонким и точным приметам
истории тщательно воссоздал изменчивый до неуследимости колорит 80-90-х. Все
эти шутки и долгие российские разговоры за жизнь нанизаны на стержень
авантюрной интриги: в начале Маковский погибает, потом мы вместе со
следователем расследуем, как он дошел до смерти такой, а в финале олигарх
воскресает, живехонький и неукротимый.
Когда же герою становится не до шуток, Лунгин начинает
активно стимулировать наши слезные железы. Режиссер понимает, что в российском
искусстве капиталист – будь он хоть Чичиков, хоть Корейко, хоть
старушка-процентщица -- редко вызывает чувства добрые. Поэтому он загоняет
героя в патовые ситуации, заставляет его схватиться с сильными мира сего и
напоминает нам, что в России любому олигарху не стоит зарекаться ни от сумы, ни
от тюрьмы.
Человеческий
фактор
С профессиональной точки зрения, «Олигарх» сработан почти
безупречно. Единственная его проблема – это Владимир Машков в роли Бориса
Берез… тьфу, Платона Маковского. Сказать, что Машков уступает Березовскому
значит ничего не сказать. Он вял, бледен, зануден. Он играет утомительно правильно
и совершенно бесцветно. В нем нет ни грана того неповторимого житейского
актерства, которым блещет каждое публичное появление Березовского. К тому же,
Лунгин пригласил на второстепенные роли таких харизматичных актеров, которые
шутя затмевают главного героя. Свита не играет олигарха, она его переигрывает.
Мы готовы рыдать вместе с Натальей Колякановой, когда она клянет Платона. А
когда Александр Балуев в роли негодяя-кагэбэшника железным голосом говорит
«высшая мера за хищения в особо крупных размерах, между прочим, еще не
отменена», ему невольно зааплодирует любой мафиозо в кинозале.
Но режиссерское хитроумие не изменяет Лунгину. Патетический
финал поставлен им так, что даже на невыразительное лицо Машкова ложится отсвет
страстей героя. Ближе к концу олигарх оказывается на кладбище. Вокруг – могилы
его друзей. Под ногами – свежий холмик с временным надгробием «Платон
Маковский: 1946-1996». Олигарх пьет водку и поминает минувшие дни. В
сгустившейся ночи горят свечи из магазина «Калинка-Стокманн», которые живой
покойник не забыл привезти на кладбище. Тут к пьющему человеку подъезжает
патруль. «Все в порядке, ребята, это моя могила,» -- пытается успокоить их
олигарх. «Похо-ож,» -- хищно ухмыляется мент, и начинает почем зря лупить
Маковского дубинкой. «За что ты его?» -- удивляется напарник. «А за то, что
похож,» -- выдыхает изверг.
И вот в предрассветной мгле, по бескрайним российским
просторам тащится долларовый миллиардер Платон Маковский – неузнанный, избитый,
растерзанный, в рваном пальто от Армани – и обреченно хлюпает кровавой юшкой
под носом. Чувства добрые невольно пробуждаются в сердце зрителя. В эту минуту
любой пенсионер готов простить олигарху его миллиарды.
Продюсеры с удовольствием распускают слух, что на российскую
премьеру «Олигарха» Березовский явится собственной персоной из Лондона. Так и
представляешь себе эффектное шоу. Собираются на премьеру в «Пушкинском»
олигархи с дамами. Фраки, декольте, бриллианты. Ложи блещут. Вдруг в зал
врывается оборванный страшный бомж, а за ним гонятся сотрудники Генпрокуратуры
с дубинками. «Господа, я Березовский!» -- восклицает бомж, разрывая лохмотья на
груди. Зал встает и овацией приветствует первого российского олигарха. Во
избежание проблем с УК, в роли Березовского может выступить Машков.
Виктория
Никифорова
|