Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

"Парфюмер"

Чем пахнет любовь

Культовый роман Патрика Зюскинда "Парфюмер" задал много загадок авторам первой его экранизации. Но культовый режиссер Том Тыквер со всеми трудностями справился на раз. Его гротескный триллер стал лучшим фильмом осени

Пятнадцать лет поклонники "Парфюмера" во всем мире ждали, когда несговорчивый автор согласится продать права на экранизацию своего шедевра. В 2001г. известный немецкий продюсер и давний приятель писателя Бернд Айхингер все-таки сумел уломать Зюскинда. Но еще пять лет потребовалось, чтобы перевести роман в формат сценария, найти режиссера, договориться с актерами, согласовать расписание съемок с Дастином Хоффманом, приглашенным на роль парфюмера Бальдини, и, самое главное, понять, как перевести утонченную, опьяняющую, провокационную прозу Зюскинда на язык большого экрана.

"Парфюмер" -- это история гениального носа. Орган обоняния, способный различать все запахи мира, принадлежит неуклюжему, корявому существу по имени Жан-Батист Гренуй. Великое открытие Гренуя заключается в том, что люди любят себе подобных не за красоту, святость или ум. Единственное, что привлекает их, -- это запах. Но вот беда, сам великий парфюмер не пахнет ничем и поэтому его никто не любит. Гренуй решает создать свой собственный аромат. Когда он надушится им, весь мир падет к его ногам. Но создать эти неповторимые духи можно только, отнимая запах у живых людей, предпочтительно красивых девушек. И парфюмер становится убийцей поневоле.

Проблемам, которые ставит знаменитый роман перед режиссером, несть числа. Первая, и самая очевидная, -- как передать на экране ту симфонию запахов, которая оглушает читателя с первой же страницы. Потом решительно непонятно, как играть главного героя: Гренуй у Зюскинда невероятно косноязычен. Дюжина запинающихся реплик да несколько "э-э-э", "м-м-м" и "ага", -- вот и весь текст этой замечательной роли.. Но больше всего создателей беспокоили вопросы морали. Не любить Гренуя таким, каким написал его Зюскинд, невозможно. Это непризнанный гений, который живет в любом из нас. Читая роман, мы сочувствуем ему всей душой, как бы и не замечая его преступлений. Но в кино серийные убийцы вызывают обычно прямо противоположные чувства.

Решать эти головоломные задачи продюсер пригласил Тома Тыквера - довольно смелый ход, надо признать. Автор одного несомненного хита - фильма "Беги, Лола, беги" -- и нескольких полуудачных картин, Тыквер никогда не снимал костюмное кино. Но над "Парфюмером" он работал с трогательной старательностью и заслужил твердую "четверку".

Показать запах оказалось самым простым - крупные планы сверкающих пузырьков, раскрытых лепестков и сладострастно набухающих капель сделали свое дело. На роль Гренуя режиссер нашел замечательного британского актера Бена Уишоу. 25-летнему исполнителю хватило нескольких безмолвных крупных планов, чтобы убедить нас и в гениальности, и в невинности своего героя. Дастин Хоффман превратил роль парфюмера Бальдини в отдельный театральный номер. Танцевальная труппа "La Fura dels Bauls" организовала великолепную финальную оргию на площади. В общем, "Парфюмер" оказался сработан надежно и качественно. Поклонники Зюскинда останутся довольны. Те же, кто еще не читал роман, обречены его прочесть после фильма.

Виктория Никифорова