Роман Полански – автор таких изощренно жестоких фильмов, как
«Отвращение», «Горькая луна» и «Ребенок Розмари» -- в «Пианисте» превзошел
самого себя. Счет трупов в его новом фильме ведется на сотни. Каждые
пять минут экранного времени в кадре кого-нибудь избивают, насилуют,
расстреливают или выбрасывают из окна. Кровь льется потоками.
Персонаж, едва успев мелькнуть на экране, тут же подвергается
какой-нибудь изощренной казни. Сложности пыток позавидовал бы маркиз
де Сад.
И впервые мировая общественность не возмущается, а плачет от
восторга. Критика, не обинуясь, называет Полански гением, а его фильм –
шедевром. «Пианист» сделал невозможное – он примирил Канн и Голливуд, авторское
и коммерческое кино. Через полгода после торжественного вручения Золотой
Пальмовой Ветви «Пианист» был удостоен сразу трех Оскаров в самых главных
номинациях.
Законы
жанра
«Пианист» -- документальная история
еврея-музыканта, играющего в кошки-мышки со смертью в оккупированной Варшаве, –
снят в популярном жанре «фильма о холокосте». Загляните в любой справочник по
истории кино и увидите: примерно треть всех лент, снятых о Второй мировой войне, -- это как раз «фильмы о холокосте».
На вершину славы жанр вознес Стивен Спилберг, сняв «Список Шиндлера».
Однако и до Спилберга фильмы об истреблении евреев нацистами исправно собирали
хорошую кассу. Сюжет холокоста привлекает публику своей крайней
немотивированной жестокостью. Ни в каком боевике нет такого количества трупов,
ни в одном ужастике не издеваются так изощренно над женщинами, детьми и
стариками. При этом удовольствие от жестокости абсолютно безнаказанно: глядя на
зверства нацистов, зритель искренне осуждает злодеев, всей душой сочувствует их
жертвам и кажется самому себе гуманистом чистой воды.
В любом нормальном фильме о
холокосте есть свои святые и свои тираны, свои мученики и свои палачи. Мы
пленяемся бессребренничеством Шиндлера и мужеством Анны Франк, мы с гадливостью
следим за безымянным гестаповцем, медленно вытаскивающем
из широких штанин пистолет. Мы легко различаем добро и зло, «наших» и
«не-наших». Полански нам в этом удовольствии отказал. Никакой борьбы добра и
зла в его «Пианисте» нет. Богатый, по европейским меркам, бюджет своего фильма
– 30 миллионов долларов – режиссер потратил на то, чтобы с издевательской
точностью выполнить все требования жанра, кроме самого главного. В «Пианисте»
некому сочувствовать и некого осуждать.
По ту сторону добра и
зла
Истребление евреев показано в фильме Полански, как некое
стихийное бедствие. Отрицательные герои все без лица – это просто серая масса,
прицельно постреливающая по безоружным людям. Единственный немец, которого мы
запоминаем, как раз вполне гуманен. Он помогает герою выжить в последние, самые
страшные дни войны. Любая борьба с этим безымянным злом кажется бессмысленной:
пианист из-за занавески равнодушно следит за тем, как захлебывается в крови
варшавское восстание, и не делает ни малейшей попытки к нему примкнуть.
«Пианист» скучен, как скучны романы маркиза де Сада. Добра и
зла в мире Полански нет, есть только круговорот насилия в природе.
Отождествиться с главным героем невозможно. Эдриан Броуди, сыгравший пианиста,
гениально показывает, как его Шпильман, после пережитых мытарств
превращается то ли в беккетовского клоуна, то ли в кафкианское
насекомое. К концу фильма уже ничего человеческого нет в его исхудавшем до
прозрачности лице. За два с половиной часа экранного времени Шпильман успевает
похоронить всех родных и близких, и никаких переживаний по этому поводу на его
лице не отражается. Экстремальная ситуация выжигает из него все эмоции.
Спасение Шпильмана – едва ли не единственного еврея,
умудрившегося сбежать из поезда, ехавшего в Освенцим, и спрятавшегося в
оккупированной Варшаве – это череда случайностей и ошибок, злая ухмылка
фортуны. Никакой личной заслуги героя в том, что он выжил, нет. То ему помогает
старый друг, то прячет у себя деятель Сопротивления, то подкармливает тушенкой
музыкальный немец. Деятель Сопротивления ужасно неприятен, а немец, наоборот,
симпатичен. Убить Шпильмана может и тот, и другой. Почему не убивают –
непонятно. Во всем, что происходит на экране, нет ни цели, ни смысла, ни
морали.
Из мемуаров самого Владислава Шпильмана – а фильм Полански
точно следует его книге – понятно, что ему помогала выжить любовь к музыке. Но
этот сентиментальный мотив режиссер изничтожает с особенным злорадством.
Дело в том, что Шпильман как музыкант ничем не примечателен. Это просто средний
профессионал, исправно записывающийся на радио и подрабатывающий тапером в
кафе. Сначала нам кажется, что он из последних сил цепляется за жизнь именно
потому, что предан музыке. Но насмотревшись на горы
трупов, через которые бесстрастно перешагивает герой, мы невольно начинаем
сомневаться: а стоит ли его музыкальная карьера всех этих жертв?
На свой лад, это очень личный фильм. Мать Полански погибла в
газовой камере, сам он маленьким мальчиков прятался от немцев в Польше почти
так же, как Шпильман в Варшаве. Но если «Пианист» и автопортрет, то язвительный
донельзя. История о выжившем музыканте звучит так, словно сам Полански задается
вопросом: а стоило ли выживать ему самому, чтобы снять несколько десятков не-гениальных фильмов?
«Пианист» -- самая масштабная – и
по затраченным деньгам, и по ошеломительному успеху – провокация Полански. Он
снял самый циничный из своих фильмов. Это не просто аморальная, но внеморальная
картина, существующая по ту сторону добра и зла. А весь мир решил, будто старый
педофил, привлекавшийся в свое время к суду по 6 статьям УК США, остепенился, и
умиленно ему зааплодировал.
Виктория
Никифорова