|
«Бассейн»
Мокрое дело
Не
путать с детективом, который в конце 60-х разыграла садо-мазохистская парочка
Ален Делон-Роми Шнайдер. Не путать с американским «Смертельным бассейном»,
который регулярно крутят по телевизору. Не мешать, не взбалтывать. Если
немецкий «Бассейн» на что-то и похож, так это на «Крик», взбитый в шейкере с
пивным рекламным роликом.
В
Германии уже несколько лет вспахивают ниву молодежного ужастика, но кассовые
сборы никак не заколосятся. Недавно сняли доморощенный вариант «Крика» --
«После уроков», но сами ужаснулись тому, что получилось, и даже не пытались
продать фильм за границей. «Бассейн» -- последний «Крик» немецкого
кинопроизводства – оказался более успешным. Отсняв его на английском языке,
компания «Senator Film», на счету которой
занудно-интеллигентный «Эксперимент» и еще пара дюжин малобюджеток, сумела
продать «Бассейн» в Чехию и Россию, а в США выпустила его на видео.
Неброское
очарование «Бассейна» в том, что все его ходы мы знаем наперед. Авторы сценария
не стали мучаться, придумывая что-то новенькое. Фильм начинается с появления до
боли знакомой фигуры в черном, которая средневековым, зигфридовским каким-то
мечом протыкает парочку любовников. Продолжается он в закрытом бассейне, где
юные выпускники Пражской Международной школы празднуют окончание учебы. Стоит
им забраться внутрь, как начинается отсчет утопленников. Меч настигает резвых
купальщиков в самых неожиданных местах. Подозрения сгущаются, клубясь, вокруг
симпатичного брюнета, слегка похожего на Марата Сафина. Он имеет привычку
исчезать куда-то в тот самый момент, когда очередной его однокурсник истекает
кровью у ног замаскированного убийцы.
Не
слишком озаботившись интригой, сценарист Лоренц Штассен проник зато в самые
потаенные уголки человеческих душ. Особенно удались ему женские образы.
Брюнетка Кармен умеет не дышать под водой. А блондинка Сара, наоборот, страдает
водобоязнью. Мужские образы запоминаются хуже, зато характер маньяка истинно
шекспировский. Его финальный монолог, произнесенный с неподдельным чувством,
дословно повторяет арию мистера Икс: «Живу без ласки, боль свою затая. Всегда
быть в маске – судьба моя!»
Но
кроме знакомого сюжета, у малобюджетного «Бассейна» есть захватывающий подтекст,
который до самого финала держит нас в клещах саспенса. Дело в том, что
начинается «Бассейн» с обильных крупных планов пива «Хайнекен». Его пьют, его
льют, его тычут прямо в объектив, чтобы, не дай бог, мы не спутали его с
каким-нибудь «Холстеном». Ударник пи-ара, автор десятков рекламных роликов,
Зиховски смело набрасывает эпизоды, воспевающие необычайные свойства
слабоалкогольного напитка.
Но
примерно в середине фильма, когда возбудившийся маньяк уже отправил на тот свет
половину персонажей, спонсор «Бассейна» таинственным, непостижимым образом
исчезает со съемочной площадки. «Хайнекена» больше нет. Прячась от убийцы в
канализации, герои судорожно прихлебывают какие-то неопознанные напитки,
старательно отворачивая их от камеры. Один раз мелькает пепси – очевидно в это
время продюсеры вели срочные переговоры с «Пепси-колой» – но больше так и не
появляется. Вопрос – кто же за это все заплатит? – мучает зрителя все больше и
больше.
И
тут следует блистательное cameo виски «Джим Бим»: именно
этой бутылкой получает по голове «Марат Сафин» после сакраментальной реплики
«вы и убили-с». Мы уже готовы вздохнуть с облегчением – все-таки спонсор
найден. Но продюсеры припасли для нас еще один поворот интриги. В финале на
сцену врывается водка «Смирноф» и блистательным тур-де-форсом закольцовывает
сюжет. В спину маньяка втыкается «розочка» из разбитой бутылки, и
справедливость торжествует по всем законам рекламного ролика.
Виктория
Никифорова
|