|
«Симона»
Симулянтка
Главное, не верьте никаким пересказам. Фильм «Симона» в
пересказе скисает, как сливки летом. Пресс-релиз обещает унылую историю о
виртуальной актрисе, смоделированной на компьютере фриком-хакером, и о
независимом режиссере (Аль Пачино), который снимает ее в своих фильмах, наживая
деньги на эксплуатации несуществующей девушки. В общем,
сотый перепев «Репликанта», новые приключения Лары Крофт в Голливуде. Сколько мы уже видели этих виртуальных телок,
которые, шевеля бедрами, вылезают из монитора и бросаются мочить
кого ни попадя.
«Симона» совсем не о том. Ее создатель Эндрю Николл сделал
два фильма – оба собрали пышную кассу и шумную прессу. Это «Гаттака» -- про то, как люди не могут отличить настоящего человека
от клона – и «Шоу Трумэна» -- про то, как люди не могут отличить настоящей
жизни от телевизионного фильма. «Симона» логично замыкает эту цепочку. Она
рассказывает о том, как люди не могут отличить настоящую актрису от виртуального симулякра. Теперь возьмите «настоящее» в кавычки,
и перед вами формула успеха Николла, голливудского Пелевина, утверждающего, что
жизнь есть сон, в котором Аль Пачино видит во сне бабочку в то время, как бабочка видит во сне Аль Пачино.
Звездами голливудские боссы регулярно страхуют отважные
проекты молодого новозеландца. «Шоу Трумэна» пошло в производство после того,
как сценарий одобрил Джим Керри. Деньги на «Симону» выделили после того, как
гарантом качества пообещал стать Аль Пачино. Народный артист США сыграл режиссера-неудачника
Виктора Тарански. Кроме фамилии, напоминающей не то Полански, не то
Тарковского, за душой у кинолузера нет ни славы, ни денег. Звезда, которую он еле
уговорил сняться в своем фильме (ее играет Вайнона Райдер), бросает его в
разгар съемок. Но тут изнуренный невзгодами, разом одряхлевший режиссер
встречает Рок в образе чокнутого хакера. Тот и
снабжает его дискетой под загадочным названием Simulation One (Simone).
С помощью дискеты на компьютере Тарански материализуется
ангельское лицо с силиконовыми губами и прозрачными глазами кошки, нанюхавшейся
валерьянки. Сначала Николл упорно распускал слух, что виртуальная актриса в его
фильме будет смоделирована на компьютере, но продюсеры посчитали это слишком
дорогим. Поэтому симулянтку Симону сыграла модель Рэйчел Робертс, которая до
того, как податься в кино, рекламировала лифчики и крем от морщин.
К Симуляции номер 1 прилагается симпатичная программка, с
помощью которой ошалевший от счастья Тарански приделывает Симоне улыбку Одри
Хепберн, интонации Уитни Хьюстон, взгляд Грейс Келли. Девушка
послушно повторяет мимику своего создателя и говорит его словами, обеспечивая
самые смешные сцены фильма. Эту синтетическую актрису Тарански снимает в своем
фильме, и мир сходит с ума. Оскары гроздьями сыплются к ногам Симоны, фанаты
митингуют под окнами отеля, где она якобы проживает, журналисты сочиняют ей
биографию, редакторы таблоидов исходят слюной, пытаясь поймать сверх-новую звезду. А та, регулярно появляясь
в телевизоре, ангельским голоском сообщает, что всем обязана мистеру
Тарански и что больше всего в его фильмах ей нравится полное отсутствие
спецэффектов.
«Симона» -- кино для киноманов,
синефильский вирированный рай, где под анилиновым небом цветут целлулоидные
пальмы. «Симона» -- это метафора самого кино,
заставляющего нас влюбляться в несуществующих людей и бредить несуществующими
страстями. Она рассказывает не о будущем, а о вечном – о
любви-ненависти, связывающей любого режиссера с его актрисой, о власти грез, о
тяжкой инерции славы. Но для американцев это оказалось слишком тонко. В прокате «Симона» провалилась, как профессор Мориарти
в пропасть. Критиков раздражила жанровая неопределенность: фильм Николла
слишком остроумен, чтобы пройти по разряду производственного кино, слишком
скромен, чтобы попасть в нишу фантастики, и слишком циничен, чтобы
американцы согласились считать его комедией. Остается надеяться, что это умное,
горькое кино по достоинству оценят в Старом Свете.
Виктория
Никифорова
|