Доктор Клуни вернулся. Доктор Клуни снова работает в скорой
помощи – правда, на этот раз космической. Его героя – Криса
Кельвина – вызывают на космический корбаль,
припаркованный к планете Солярис, чтобы он разобрался
с проблемами экипажа. Короткий полет на какую-то сотню световых лет, и вот он уже
стоит в помятом скафандре, с докторским чемоданчиком в руках, на борту
нехорошего корабля. И на его заспанном, небритом фельдшерском лице написано
вечное: «Врача вызывали?»
На космической станции, где Кельвин работает спасателем,
есть еще несколько докторов – физики, астрономии и экономики. Но с ними --
проблемы. Доктор Гордон (Виола Дэйвис) прячется в
своей каюте. Доктор Сноу (Джереми Дэйвис)
не бреется, разговаривает сам с собой и целыми днями слушает классическую
музыку. А доктор Гебарян лежит в морозильнике,
упакованный в полиэтиленовый пакет. «Мы потеряли его!» -- перефразирует Клуни-психиатр знаменитую реплику Клуни-терапевта.
Попав в столь трудную обстановку, доктор Кельвин проявляет
завидный оптимизм и уверенность в себе. Жуткая интрига лемовского
романа – планета Солярис насылает на героев
призраки их давно умерших родных и возлюбленных – производит на него
не больше впечатления, чем банальный бред шизофреников. Даже
регулярные появления собственной жены, покончившей самоубийством много лет назад, он воспринимает с завидным спокойствием.
Профессиональное равнодушие -- единственная краска в характере его героя, которую
Клуни кладет густо, слоями. Иногда, правда, его герою приходится реагировать на
внешние раздражители, но и тут артист проявляет мужественную сдержанность. Для
выражения разных эмоций у Клуни есть два способа. Когда с ним происходит
что-нибудь в меру ужасное – например, в его каюте на космическом корабле, в
сотнях световых лет от Земли, ни с того ни с сего объявляется давно погибшая
жена – он громко сопит. Когда же кошмар достигает апокалиптического уровня – например, он режет цуккини и попадает ножом по пальцу -- он потеет.
В промежутках лицевые мускулы артиста расслабляются так,
словно он прямо перед съемками сделал инъекцию ботулина..
«Спокойствие, только спокойствие,» -- словно приговаривает он, сражаясь с
призраками, и его целительный пофигизм поневоле
успокаивает зрителя. «Пустяки, дело житейское,» -- шепчет он себе, упаковывая
воскресшую жену в миниатюрный космический корабль и отправляя ее на смерть. И
ничего не выражает его широкое чело.
Присутствие Клуни на экране придает философской притче Лема здоровый рационализм. Никакой мистики, просто история
о том, как докторами наук овладело неприятное психическое расстройство. Мыслящая
планета появляется в кадре несколько раз, значительно уступает в красочности
лазерному шоу Жана-Мишеля Жарра и в действии не
участвует.
Содерберг не раз упоминал в пред-премьерных интервью «Солярис»
Тарковского и давал понять, что намерен всерьез конкурировать с российским
классиком. Он сообщил всем, кого это касается, что «Солярис»
-- самый авторский из его фильмов, что в боях с продюсерами он проявил
неслыханную художественную бескомпромиссность, и что прибыль от фильма его
совершенно не интересует. «Вы заплатили 47 миллионов за фильм типа Антониони» -- сказал он боссам из «20-й век Фокс». На
сегодняшний день боссы отбили едва треть из 47 миллионов. Но коммерческий
провал не добавил художественности «Солярису-2». Сравнивать шедевр Тарковского
и «фильм типа Антониони» -- жестоко и нечестно. Все
равно что выставить перворазрядника против Константина Цзю
и наблюдать, как тот летит в нокаут от первого же удара.
Виктория
Никифорова