|
"Затерянный мир"
Второе пришествие динозавров в Россию
Маленькая дочка моей приятельницы
коллекционирует динозавров. На просмотре "Затерянного мира", где их
нашпигованные электроникой оригиналы крушили все живое на своем
острове, расплющивали грузовики и смачно хрустели незадачливыми гомо
сапиенс, мне все время вспоминались трогательные пластмассовые
создания, разместившиеся на подоконнике в тени алоэ. Этот казус --
монстр Франкенштейна, весело болтающийся на ветровом стекле, --
давно известен масскультуре. Но динозавромания превосходит все
прочие своим размахом.
Спилберг идеально уловил то сочетание
страха и сочувствия, которое должен вызывать экранный монстр. В
отличие от затюканных гангстеров Тарантино его первобытные чудовища
могут проливать потоки крови, не навлекая на "Затерянный мир"
цензурных санкций и гнева пацифистов. Как бы они ни буйствовали, все
равно их жалко.
Во-первых, они симпатичные. Дэнис Мурен,
Стэн Уинстон и Майкл Лантьери, создавшие этих чудо-зверей, заслужили
свои многочисленные награды не столько за техническое, сколько за
художественное решение фильма. Они -- проклятые поэты этого
многосерийного аттракциона под названием "Парк Юрского периода". Их
идеи величественны и бесполезны, как Ниагарский водопад или самолет
Леонардо да Винчи. Они делают возможным то сказочное торжество
визуальной фактуры над смыслом, которое и позволяет досмотреть до
конца это невнятное и патетическое кино.
Во-вторых, они символичные. Как всякий
нормальный американский фильм, "Затерянный мир: Парк Юрского
периода" замечателен не столько своими художественными
достоинствами, сколько теми сложными идеологическими играми, в
которых он участвует. Динозавры Спилберга удачно воплощают все фобии
современного белого человека, имя которым легион. Они иррациональны,
гневливы и незнакомы с первой поправкой к конституции. Ценности
демократического общества им неведомы, способность к конструктивному
диалогу еще не зародилась. Что делать с этим зверьем, вырвавшимся на
свободу, не знает никто.
Убивать его -- неэтично.
Политкорректность, воплощенная в толстощекой и жалостливой Саре
Хардинг (Джулианна Мур), требует гуманного отношения к братьям нашим
меньшим. Тем более что парочке тиранозавров нетрудно расправиться с
целым отрядом охотников, устроивших сафари в затерянном мире.
Исследовать его, к чему и призывают нас
Сара и ее друзья-ученые, опасно. Динозавры разносят все на своем
пути, в том числе и своих исследователей. В общем, "их метаболизм
нам мало известен".
Однако Спилберг пытается уверить нас в
том, что только на пути внимательного и сочувственного изучения
возможно примирение человека с его дальними предками. Охотясь за
ними с фотоаппаратами, мы получаем шанс понять их вполне гуманные
эмоции -- например, страстную любовь к своим детенышам. И, возможно,
в налитых кровью глазках блеснет огонек разума. Ведь в современном
западном мире нет ничего необратимого: законы эволюции так же
подлежат демократическим реформам, как и законы общества. И
симпатичный охотник, шагнувший в роман Майкла Крайтона прямиком из
"Недолгого счастья Фрэнсиса Макомбера", в финале по всем законам
политкорректного реализма понимает в чем смысл жизни и бросает свое
кровавое ремесло. "Гринпис" ждет его.
Виктория
Никифорова
|