Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

«Цена страха»

Война без галстука

На территории США взорвалась ядерная боеголовка. Население Балтимора погибло чуть не целиком. Президент супер-державы болтается в воздушном пространстве, боясь приземлиться и, дрожа подбородком, отдает приказ о нападении на Россию. Президент России, почему-то ужасно похожий на Вишванатана Ананда, испуганно таращит глаза и велит принести ядерный чемоданчик. Роман Тома Клэнси, по которому снята «Цена страха», был написан в 1991 году. Продюсера Мейса Нойсфельда угораздило запустить его экранизацию в марте 2001. Выход фильма в прокат был запланирован на осень 2001. Но тут наступило 11 сентября, и планы продюсера рухнули вместе с башнями ВТЦ.

«Парамаунт Пикчерз» уведомил прокатчиков, что фильм Пола Олдена Робинсона на экраны не выйдет. Однако Нойсфельд, неплохо заработавший на других экранизациях романов Клэнси про цэрэушника Джека Райэна («Охота за Красным Октябрем», «Игры патриотов», «Прямая и непосредственная угроза»), сдаваться не собирался. Почти год «Цену страха» переделывали так, чтобы не травмировать американских зрителей. Арабских террористов, взрывающих Балтимор, заменили на американских нео-нацистов. Американских нео-нацистов – на какую-то невнятную клику европейских правых, типа Ле Пена и Хайдера. Картину ядерного взрыва изрядно подретушировали – никаких там оторванных конечностей и плачущих детишек.

Так как «Цена страха» интеллектуальный детектив, а не какая-то там бондиана, то Аффлеку-Райэну приходится не драться, а думать. Однако вся его интеллектуальная энергии уходит на получение доступа к телу начальства. Весь фильм он куда-то звонит, бежит, предъявляет пропуска и разрешения. А на его пути каменным гостем вырастает очередной бюрократ и тоном «оставь надежду всяк сюда входящий» осведомляется: «А пропуск нового образца у вас есть? А чем вы можете подтвердить свои полномочия? И вообще к президенту без галстука нельзяИ вот мир рушится в пропасть третьей мировой войны, а Джек Райэн мечется по разрушенному Балтимору в поисках галстука.

Аффлек конечно не тянет на гениального аналитика ЦРУ, одним движением мысли определяющим, как будет жить планета в ближайшее десятилетие. Кажется, что смену власти в России он угадал просто как завсегдатай бейсбола предсказывает исход матча. Это обычный парень из нашего двора, заветная мечта которого не подсидеть директора ЦРУ, а посидеть со своей крошкой в недорогом ресторанчике. Но на пути к этому тет-а-тету ему приходится столкнуться с удручающей глупостью власть имущих.

Фильм начинается с того, что директор ЦРУ (Морган Фримэн) приезжает с инспекцией в Россию, заходит в Кремль и устраивает выволочку свежеиспеченному президенту. И в Чечне-то он себя неправильно ведет, и за ядерным оружием не следит. «Вы вообще-то контролируете свою армию?» Российский президент мнется, кряхтит, отводит обведенные черным глаза, и из бормотания его ясно – не контролирует. И действительно, в это самое время в заснеженной сараюшке трое русских докторов наук начиняют плутонием старую боеголовку, которая через пару дней разнесет Балтимор.

Но и американская сторона проявляет себя не лучшим образом. Сначала из-под носа директора ЦРУ уводят ядерную боеголовку, потом взрывают ее, едва не попав в президента. Директор тут же умирает от облучения, радуясь, вероятно, в душе, что ускользнул от судебного разбирательства и отставки. И уже никто не может помочь Джеку Райэну прорваться к президенту и объяснить ему, что во взрыве виноваты все, и бомбить Россию пока не стоит.

Трясущийся палец президента рядом с красной кнопкой – отвратительное зрелище. Американцы проголосовали против него долларом – «Цена страха» оказалась наименее прибыльным из всех фильмов про Джека Райэна. Но у продюсера Нойсфельда еще есть шанс. Фильм про взрывы в США может стать хитом проката на Ближнем Востоке.

Виктория Никифорова