Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди
Джеки Чана больше нет. Крепенький пацан, крутивший сальто над лысинами старых мастеров, сверкавший зубами и метеливший по дюжине противников зараз, превратился в морщинистого, усталого папика. В своем новом фильме «Смокинг» Чану без помощи спецэффектов удается только вальсировать. Мордобоя вообще очень мало, а тот что есть, удручает свои однообразием: немногочисленные противники аккуратно подставляют черепа под пятки Джеки Чана, а тот, с помощью ускоренной съемки, тщетно пытается напомнить нам, как лихо проделывал этот номер лет так …дцать назад.

Кроме команды программистов, превзошедших себя в придумывании виртуальных драк, вялого Чана выручает фантазия сценариста. Не заботясь о стройности, связности и достоверности, она проделывает ошеломительные кульбиты, перескакивает с одной темы на другую и отвязанно кувыркается за пределами добра и зла. Положительный герой, у которого Чан работает водителем, в контрах с отрицательными героями, придумавшими ужасные бактерии. Эти злокозненные малявки выпивают всю воду, которая находится в пределах их досягаемости. Нехорошие изобретатели собираются, поднакопив в секретных резервуарах водицы, запустить бактерий в мировой океан. Тогда человечеству придется покупать у злодеев воду на вес золота. Разносят бактерий водомерки – воспроизведение их усиков, ножек и сочленений в масштабе 1:100 является еще одним серьезным вкладом программистов в «Смокинг».

Ни о каких интригах вокруг мирового океана герой Джеки Чана не догадывается, пока похитители воды не подкладывают бомбу в машину его хозяина. Тот попадает в больницу, а Чану попадается волшебный смокинг. И только сейчас, после получасовой экспозиции, скучнейших разговоров и безнадежных попыток Чана изобразить лицом переживания, начинается какое-никакое действие. Дело в том, что смокинг объединяет в себе свойства сапог-скороходов, субмарины, скороварки, «астон-мартина» Джеймса Бонда и скатерти-самобранки. В нем можно летать или ползать – конец известен: человек, одетый в чудо-смокинг, разобьет врагов не числом, а умением. Застегнув его на себе, ничего не подозревающий Чан начинает ходить по потолку, летать со сверх-звуковой скоростью и больно стукаться о карнизы, взмывая ввысь на зависть Бэтмену. К сожалению, как раз в этот момент вспоминаешь, как в стареньких своих непритязательных комедиях Чан проделывал все точно то же самое за счет своей собственной фантастической координации, и весь эффект спецэффектов сходит на нет.

Как всякая звезда боевиков, достигшая пенсионного возраста, Джеки Чан пытается переквалифицироваться в драматические артисты. Но беда не только в том, что его сценарии все так же нелепы, как двадцать лет назад, и никто не пишет ему остроумных реплик, которыми он мог бы разить врагов за неимением другого оружия. Его актерская техника – утрированные гримасы, вытаращенные глаза и кретинская улыбочка – позаимствованы им из арсенала Пекинской Оперы вместе с приемами боевых искусств. Сами по себе они способны произвести впечатление разве что на дауна. Со стороны Чана просто глупо надеяться на то, что, пару раз оскалившись и один раз прищурившись, он сможет растолкать таких своих конкурентов, как Брюс Уиллис и Ван Дамм, которые тоже переживают сейчас драматический процесс смены амплуа.

Финальная махаловка «Смокинга» происходит вокруг матки водомерок, которая, если ее не остановить, начнет размножаться и заполонит своими вредоносными отпрысками иссыхающую землю. Чан что-то такое проделывает руками, стараясь не выпасть из кадра и не помешать оцифровывающим его программистам. Почему-то в этот момент вспоминается фильм «Легенда о Нарайяме», в котором ни на что негодных стариков уносили в горы, чтобы они там умирали от голода.

Виктория Никифорова