Главная
Архив
    Спектакли
    истории
    фильмы
    люди

«Универсальный солдат-2»

Дядя Ваня дал маху

Ван Дамма в новом "Универсальном солдате" бьют почем зря. И не только бьют – им открывают окна, взламывают двери, меняют планировку помещений, впечатывая его в стены. Хищно оскалившись, врезают под дых, изогнувшись в балетном прыжке, добавляют правой ногой в левое ухо, душат, давят, размазывают по стенке. Он только смаргивает серыми, ничего не выражающими глазами. В продолжении «Универсального солдата» постаревший мэтр кулачных боев играет завлаба. В лаборатории под его руководством из трупов штампуются универсальные солдаты нового поколения. С этими мальчиками – пустой взгляд, бритая голова, рельеф мускулов, который хочется штудировать, как разведчик штудирует карту вражеской местности – их создатель уже не может справиться. Когда компьютер, управляющий «унисолами», сходит с ума и берет руководство в свои руки, главный кик-боксер мира ничего не может поделать с вышедшим из подчинения контингентом.

То есть, буквально ничего. Самого главного врага Ван Дамму удается одолеть хитростью – он его замораживает каким-то неубедительным газом. Самого глупого – крошечный череп на железобетонной туше – пристреливает его боевая подруга. И никого ему не удается отправить на тот свет своим фирменным замахом левой пяткой из-за затылка.

И странные оттенки появляются на отлакированных светом софитов чертах Ван Дамма. Чуть не в первый раз замечаешь, что он вообще-то европеец. Видишь, что нос-то его курнос совсем по-простецки. А подбородок безволен. От него веет чем-то родным – чаем у самовара, чтением Шопенгауэра, небом в алмазах, неизбывным мазохизмом. Оказалось, из Ван Дамма на старости лет вышел натуральный дядя Ваня: он стреляет, но не попадает. Всех жалеет, но сделать ничего не может. Я прямо вижу, как измордованный на съемках он уползает в какой-нибудь закуток и плачет там в жилетку своему массажисту: жизнь не задалась и уже ничего не поправишь. 

Рядом с этим лирическим тенором кик-боксинга железная когорта унисолов смотрится как отлаженная махина нового аттракциона. Они с должной регулярностью крушат челюсти, поливают огнем человеко-солдат, падают, прошитые десятком пуль, потом встают и с невозмутимостью каппелевцев движутся на первый ряд кинозала. Отдавая должное этим замечательным трюкам, этому славному живодерскому «хрясь», которое Долби исправно доносит до самых нежных ушей, нельзя не отметить главный недостаток фильма «Универсальный солдат: Возвращение».

Он заключается в наличии сюжета. Режиссер Мик Роджерс начинал как постановщик трюков и это он действительно умеет. Став режиссером художественного фильма, он вообразил, что без сентиментальной истории все эти погони и перестрелки никуда не годятся. Что он должен придумать Ван Дамму какие-то человеческие черточки – любовь к дочери, например. Но Ван Дамм и так не раз доказывал, что он наш, что болеть надо именно за него. А все его терзания по поводу дочери, украденной унисолами, живо напоминают долгую перезагрузку, тормозящую хорошую компьютерную стрелялку. И пережидать скучно, и не выключишь, вроде. Однако, этому пережитку художественного кино пора сказать решительное «нет».

Вы представляете себе американские горки, которые вдруг стопорятся, а из нивесть откуда взявшихся динамиков доносится «Быть или не быть»? Ну пускай даже адаптированный вариант – «бить или не бить». Вы видели когда-нибудь футбольный матч, который внезапно прерывался бы теоретической дискуссией? Какое впечатление произвел бы боксерский матч, где противники, намахавшись, начали бы выяснять взгляды друг друга на мир и свое место в нем? Так же нелепо выглядит заедающий в самый неподходящий момент механизм «Универсального солдата-2».

Чисто по-женски: эти дурни сами не сознают, что, начав рассуждать, теряют всю здоровую сексапильность потных мужиков, увлеченно бьющих друг другу морды. Ну зачем им мысли, да и слова, кроме совершенно необходимых «ух!», «эх!» и «а-а-а!» Да никакое чувство, озарившее намозоленную в схватках физиономию, не тронет зал так, как хрустальная капелька пота, петляющая среди бугристых мускулов волосатого торса.

Виктория Никифорова