|
Эраст Гарин
Рыцарь веселого
образа
В 1947 году Эраст Гарин
снимался в роли короля в фильме «Золушка». Во время съемок он
куда-то исчез – вместе с мантией и короной. Снарядили экспедицию на
поиски артиста. Но найти его удалось только тогда, когда из
павильона «Пиво-Воды», расположенного совсем рядом со съемочной
площадкой, донесся пьяный нестройный гвалт: «Здоровье короля!» Там и
квасил его величество со своими подданными.
Пик славы Эраста Гарина
пришелся на конец 20-х годов. В 1921 году он, 19-летний красноармеец
из Рязани, сумел пробиться в Москву и поступить в студию знаменитого
режиссера Всеволода Мейерхольда. Не прошло и трех лет, как он уже
играл в нашумевшем спектакле «Д.Е.» семь ролей сразу. Мейерхольд
относился к нему с уважением, называл его «министерская голова» и
даже поначалу позволял подрабатывать на стороне – делать «живую
газету» в родном гарнизонном театре Рязани.
В театре Гарин познакомился с начинающим композитором
Шостаковичем, известным поэтом Маяковским, молодым режиссером Эйзенштейном и
прочими звездами советского искусства, которых Мейерхольд притягивал как
магнитом. Там он встретил Хесю Локшину, с которой прожил до самой смерти. Из
них получилась типично опереточная парочка: властная, строгая Локшина и
суетливый романтик Гарин были очень похожи на Пеликана и его жену из «Принцессы
цирка». Но главная встреча его жизни произошла на читке «Мандата», пьесы,
которую принес в театр ее автор, начинающий драматург Николай Эрдман.
25-летний Эрдман был широко известен в узких кругах, как
дон-жуан, поэт, друг Есенина, азартный игрок и сочинитель маленьких эстрадных
скетчей. «Мандат» был первой его полнометражной пьесой. Впечатление от нее
оказалось оглушительным. В театре Мейерхольда была такая традиция – отмечать во
время спектакля реакцию публики: когда люди смеются, когда хлопают, когда
уходят из зала. Так вот, во время спектакля «Мандат» зал смеялся и хлопал
каждые четыре минуты.
Этим театр был обязан не только режиссерскому гению Мейерхольда,
но и авторской манере чтения, которая сама по себе разила наповал. Когда Эрдман
читал свою пьесу Станиславскому, тот смеялся так, что каждые двадцать минут
приходилось делать перерыв: «Погодите, сердце не выдержит,» -- задыхался
классик. Когда Эрдман читал «Мандат» в театре Мейерхольда, прославленные
актеры, знатоки театра, записные остряки, составлявшие его труппу, хохотали
так, что уборщица в фойе крестилась: «Что ж это делается-то, оссподи?! Убивают
их там, что ли?» Убийственно смешные диалоги Эрдман подавал очень отчетливо,
сухо и без эмоций. Он немножко заикался и умело использовал это заикание, чтобы
подчеркнуть очередной каламбур. Через несколько дней после читки весь театр
Мейерхольда говорил голосом Эрдмана, одевался как Эрдман, острил как Эрдман и
заикался, как Эрдман.
С самого начала стало ясно, что «Мандат» будет хитом.
Главная роль в такой пьесе была бы сказочным подарком для любого актера, но все
полагали, что Мейерхольд отдаст ее Игорю Ильинскому. Но именно в это время
отношения главрежа с его главным комиком осложнились: Ильинский много играл на
стороне, часто снимался и уход его из театра был вопросом времени. И вот
однажды на лестнице, ведущей за кулисы, Гарин столкнулся с Мейерхольдом и
услышал невероятное: «Будешь играть Гулячкина!»
Гарин просто заболел Эрдманом. Он так старательно
воспроизводил его манеру речи, походку, выражение лица, что мало-помалу стал
похож на него до неотличимости. На старых фотографиях видно, что автор и его
актер совсем не похожи, но в жизни их путали регулярно. Преклонение Гарина
перед Эрдманом было каким-то дон-кихотовским. Когда драматурга за
анти-советские басни сослали в Сибирь, Гарин поехал к нему как жена декабриста.
Собрал «багаж» -- сверточек в газете – и отправился в дорогу, занявшую больше
двух недель. От Красноярска до Енисейска летел на крошечном открытом
двухместном самолете. Перед взлетом летчик пнул крыло ногой и рявкнул: «Ну так
твою распротак, последний раз летит!» Виртуозный матерщинник, Гарин всегда
воспроизводил слова летчика без купюр, но стыдливые мемуаристы их не записали.
Открыв дверь и увидев перед собой Гарина, Эрдман обомлел: «И
этого сослали!» Но Гарин объяснил, что просто заехал в гости. Сели за стол,
открыли бутылочку, поговорили. Вдруг Гарин увидел в окошко гидроплан: «Ну пойду,
попрошусь с ними в Москву.» Через пять минут его уже в избе не было. Спустя
несколько лет, в Москве Эрдман спросил его: «отчего вы, Эраст, пробыли у меня
всего полчаса?» -- «Да я побоялся помешать вам, Николай Робертович. Смотрю у
вас бумага чистая лежит, карандаши отточенные.»
С той же рыцарской преданностью Гарин относился и к
Мейерхольду. В письмах к жене он мог назвать своего учителя «старым бараном»,
но по сути был предан ему больше записных льстецов. Разлад Мастера с Ильинским
оказался недолгим, и когда начались репетиции новой комедии Эрдмана
«Самоубийца», режиссер решил отдать главную роль Ильинскому, а Гарину оставил
третьестепенного персонажа. Обычно после такого актеры уходят, но Гарин
остался. В конце 20-х он стал лирическим alter ego самого Мейерхольда, сыграв Чацкого в
«Горе уму» и Хлестакова в «Ревизоре». Если Ильинский откровенно подражал
Чаплину, то Гарин работал в стиле Бастера Китона – комика без улыбки. Он умел
добиваться сногсшибательных комических эффектов, совсем не хлопоча лицом. Это
позволило ему стать блестящим киноактером, но и в кино Гарин продолжал дружить
не с «теми» людьми и снимался до обидного мало.
Гарин был последним, к кому в 1938 году пришел Мейерхольд перед
арестом. Его театр уже был закрыт, режиссер ясно осознавал, что его ждет тюрьма
и расстрел. Когда поздно ночью Мейерхольд ушел, Гарин подошел к окну и в
последний раз увидел своего учителя: тот шел сквозь тьму, а дорогу ему
перебегали две крысы. В отличие от многих мейерхольдовцев, Гарин сумел не
отречься от своего учителя и ни разу не участвовал в «проработках» Мейерхольда.
Гибель Мейерхольда переломила судьбу Гарина. Великие
театральные роли остались в прошлом. Гарину оставалось только подхалтуривать в
кино. Но пройдя выучку у Мейерхольда, он привык работать не за страх, а за
совесть, и каждую роль в заурядной комедии превращал в небольшой шедевр. Его
Жених в «Свадьбе» по мотивам чеховской пьесы был страшен почти так же, как его
Хлестаков. Гарин играл свою главную тему – метаморфозу маленького человека,
который в 19-м веке считался душкой, униженным и оскорбленным, а в 20-м веке
превратился в человека с ружьем.
В 40-е годы маленький человек Гарина подался в короли.
Переехав в Ленинград, Гарин подружился с замечательным сказочником Евгением
Шварцем и переиграл чуть не всех королей в его пьесах. Первым стал Король из
«Золушки». Этот добрый дядюшка явился на экран словно из рождественской сказки
до-советских времен. Он был остроумен, грациозен и совершенно не выдержан
идеологически. В эпоху оттепели пришел черед нашего «великого диктатора» --
Каина 18-го. А в 1965 году Гарин вышел на экран с коронной репликой: «Я король,
дорогие мои!» Короля из «Обыкновенного чуда» он сыграл за десять лет до Евгения
Леонова.
В 40-50-е годы Гарин ушел в себя. На репетициях он держался
особняком, со съемочной группой не тусовался, выпивать предпочитал с простыми
забулдыгами. Но, как и Эрдман, Гарин никогда не позволял себе жаловаться на
судьбу и разыгрывать трагедию. Стоило ему нанести грим, прищуриться и
ухмыльнуться, как вся съемочная группа ложилась от смеха. «Я просто не могла с
ним сниматься, -- вспоминала Алла Ларионова, сыгравшая с Гариным в фильме
«Ведьма». – Я как только смотрела на него, начинала смеяться. Режиссер выгонял
меня со съемочной площадки: «Ты не артистка». Но на Гарина невозможно
было без смеха смотреть: грязная заплетенная косица, удивленные глаза. Как
только он произносил: «Ведьма ты», - никто в группе не выдерживал, все
смеялись, смахивая слезы. Он же сидел с самым серьезным видом. Он вообще
необщительный был. Не любил разговаривать».
Разговаривать ему было, в общем, не о чем. Великий артист
разгромленного театра, он не находил особой радости в кинохалтуре. Его лучшие роли -- трагический, жертвенный
Чацкий, демонический Хлестаков -- казались обреченными на забвение. Одно
упоминание о них могло принести большие неприятности. Но Гарин не жаловался. Он
шутил.
Тут вашего автора подстерегают проблемы. Остроумие Гарина
было весьма своеобразным. Все мемуаристы, вспоминая свои с ним встречи,
сгибались пополам от смеха, но никто не рисковал дословно передать густо
пересыпанные матом хохмы, которые постоянно выдавал их любимец. «Он же
постоянно анекдоты рассказывал, -- смущенно хихикал оператор «Золушки» -- да
какие! Я бы парочку вспомнил, но... как - то неудобно вслух их произносить».
Общее представление об его репризах могут дать слова его друга Эрдмана. Эрдмана
как-то в очередной раз прорабатывали за анти-советчину. Ему надоело слушать, он
встал, а перед тем, как уйти, попросил своего соавтора Вольпина: Михаил
Леонидович, пошлите, пожалуйста, этих господ на х…»
Второе дыхание Гарина открылось сразу после ХХ съезда. В
1956 году, в самом начале оттепели Гарин, ставший руководителем театра
Киноактера, всеми правдами и неправдами сумел добиться разрешения на восстановление
«Мандата» в постановке Мейерхольда и посвятил спектакль памяти Мастера. Он сам
сыграл там главную роль, и вся Москва ломилась в театр, чтобы посмотреть чудом
выживший, легендарный спектакль. Гарин вместе с Эрдманом восстановили связь
времен: именно от них узнавал Юрий Любимов, как выглядели мизансцены
Мейерхольда. Они принимали живейшее участие в создании театра на Таганке.
Гарину удалось невозможное – донести до потомков навеки, казалось, утраченную
театральную традицию.
Впрочем, в 70-е годы Гарина начали потихоньку забывать. Он
принимал это с достоинством. А когда его приглашали озвучивать мультфильмы,
работал над ролью в десять строк с таким же тщанием, с каким когда-то отделывал
реплики своего Чацкого, с замиранием сердца ожидая крика Мейерхольда
«Хор-рошо!» Его маниакальной работе над ролью мы обязаны таким шедевром, как
ослик-скептик Иа-Иа из мультфильма «Винни Пух и день забот». «Впрочем,
удивляться не приходится,» -- вздыхает Гарин, словно подводя черту под своей
горькой и славной жизнью.
Виктория Никифорова
|